Ilan Ramon

Илан Рамон

Порядковый номер: - 433 (1)
Количество полетов:- 1
Продолжительность полета: - 15 сут. 22 час. 20 мин. 32 сек.

Дата и место рождения:
Родился в 20 июня 1954 года в городе Рамат-Ган.
 
Дата и причина гибели:
Трагически погиб 1 февраля 2003 года вместе со всем экипажем шаттла Columbia за 16 минут до посадки. Похоронен на кладбище мошава Нахалаль в Израиле. Его имя увековечено на «Космическом зеркале» - Мемориале астронавтов, расположенном в Космическом центре им.Кеннеди, шт. Флорида.
 
Образование:
В 1972 году окончил среднюю школу в городе Беэр-Шева.
В ноябре 1974 года окончил с отличием Летную школу ВВС.
В 1987 году получил диплом Тель-Авивского Университета по специальности «электроника и компьютерная техника».
 
Профессиональная деятельность:
С 1984 по 1988 год работал в авиационной промышленности, в группе специалистов, которые занимались совершенствованием боевых характеристик истребителя «Lavi» («Молодой лев») . После закрытия проекта вернулся в армию.
 
Воинская служба:
В 1972 году был призван на воинскую службу в ЦАХАЛ (Армию обороны Израиля) и поступил в Летную школу. В самом начале курса обучения в результате перелома руки он отстал от своих ровесников на 2 цикла, но затем наверстал упущенное.
С 1974 года служил летчиком истребителем на самолете А-4 Skyhawk в 102-й эскадрилье «Ha-namer ha-meofef» («Летающий тигр»).
С 1976 по 1980-й год, после прохождения переподготовки, служил пилотом истребителя Mirage-IIICJ в 140-й эскадрилье «Nesher ha-zahav» («Золотой орел»).
В 1980 году прошел курс подготовки пилотов на истребителе F-16 на базе ВВС США Hill AFB.
После возвращения из США служил в 101-й эскадрилье «Ha-krav ha-rishona» («Первая истребительная»), затем перешел в 110-ю эскадрилью «Abirei Ha-Tsafon» («Рыцари Севера»).
7 июня 1981 года участвовал в рейде восьми истребителей F-16A, нанесших удар по иракскому атомному реактору «Озирак» в 17 километрах западнее Багдада (операция «Опера»). Он выполнял роль замыкающего в группе (№ 8) и был самым молодым летчиком среди участников операции.
В 1981 - 1983 годах служил в качестве заместителя командира 253-й эскадрильи «Negev», оснащенной истребителями F-16.
В 1983 году уволился из армии, поступив в Тель-Авивский университет.
В 1988 году возвратился на службу в ВВС и получил назначение заместителем командира 119-й эскадрильи «Atalef» («Летучая мышь»), оснащенной истребителями-бомбардировщиками F-4 Phantom. В составе этой эскадрильи неоднократно выполнял сверхвысотные разведывательные полеты (на высоте 20-25 км) на самолете RF-4ES.
В 1990 году закончил курс подготовки командиров эскадрилий.
В 1990 - 1992 годах служил командиром 105-й эскадрильи «Akrav» («Скорпион»), оснащенной самолетами F-16С.
В 1992 - 1994 годах возглавлял Отдел самолетов в Штабе ВВС Израиля.
С 1994 по 1998 год возглавлял Отдел разработки и закупки средств ведения боя в Штабе ВВС.
Налетал более 3000 часов на самолете А-4 Skyhawk, Mirage-IIICJ и F-4 Phantom, и более 1000 часов - на самолетах F-16 различных модификаций. Неоднократно совершал боевые вылеты. Дважды аварийно покидал самолет.
 
Воинское звание:
Полковник ВВС Израиля (с 1994 года).
 
Космическая подготовка:
В 1997 году отобран в Израиле в качестве основного кандидата в астронавты - специалиста по полезной нагрузке. В начале 1998 года прибыл в США для медицинского обследования, которое прошел успешно. В июле 1998 года приступил к годичной подготовке в космическом центре им. Джонсона (Johnson Space Center) по программе специалиста по полезной нагрузке (PS). Во время подготовки администрация NASA в порядке исключения разрешила ему, как опытному боевому летчику, совершать перелеты из одного центра NASA в другой на реактивном самолете Т-38 Talon в качестве второго пилота.
28 сентября 2000 года был назначен в экипаж Columbia STS-107, полет которой первоначально намечался на июнь 2001 года.
После многочисленных задержек полет состоялся только в январе 2003 года.
 
 
 
Первый полет

С 16 января по 1 февраля 2003 года в качестве специалиста по полезной нагрузке в экипаже шаттла Columbia STS-107.
Во время полета выполнял эксперименты по израильской программе, в частности эксперимент MEIDEX по изучению влияния пыли в атмосфере Земли на климат на планете. Полет проходил успешно, и 1 февраля была выдана команда на включение тормозного двигателя.
Во время посадки челнока, за 16 минут до приземления, с ним прервалась связь. Шаттл Columbia развалился на части на высоте 19 км. Все семеро астронавтов погибли.
Продолжительность полета до катастрофы составила 15 суток 22 часа 20 минут 32 секунды.

 
Награды:
За участие в войне «Судного дня» («Йом кипур», 1973) и в операции «Мир Галилее» («Шлом ле-Галиль», 1982) получил две ленточки («цалаш» - знак участника боевых действий).
 
Посмертно награжден Космической медалью почёта конгресса США (Congressional Space Medal of Honor), Президентской медалью свободы (The Presidential medal of Freedom), медалью НАСА «За выдающиеся общественные заслуги» (Distinguished Public Service Medal), медалью НАСА «За космический полет» (NASA Space Flight Medal) и специальным знаком «Почет и уважение» от имени начальника Генштаба Армии обороны Израиля.
В честь Илана и Асафа Рамонов назван новый международный аэропорт Израиля в городе Эйлат.
 
Семейное положение
До призыва в армию в 1972 г. Илан носил фамилию родителей – Вольферман (Wolferman). Фамилию «Рамон» он взял в честь природного образования – кратера Рамон в пустыне Негев, где любил гулять в юности.
Отец - Элиэзер Вольферман (выходец из Германии, родился в Берлине в марте 1923 года), бывший инженер. Скончался 21 августа 2006 года.
Мать - Тоня Вольферман (до замужества - Крепль). Родилась в 1929 году в Польше. Скончалась 29 марта 2003 года после продолжительной болезни (синдром Альцгеймера).
Брат - Гади Рамон (Gadi Ramon).
Его жену зовут Рона (девичья фамилия Бар). Они поженились в 1986 году и у них было четверо детей:
  • сын Асаф, род. 10 февраля 1988 года, в мае 2009 года закончил Летную школу ВВС Израиля. В своих интервью СМИ он неоднократно заявлял о своем желании «стать израильским космонавтом». Погиб 13 сентября 2009 года во время катастрофы пилотируемого им самолёта F-16.
  • сын Таль (1990 г.р.), после срочной службы в ВВС, стал музыкантом, пишет музыку и исполняет ее на фортепиано.
  • сын Ифтах (1993 г.р.), инструктор подразделения «Цофим» (скаутов).
  • дочь Ноа (1997 г.р.), отслужила срочную службы в армии, учится и работает в области искусства.
  •  

    Увлечения
    Увлекался горными лыжами, сквошем.
     

    Назад

    Израиль

    Энциклопедия