Валерий Ильич Рождественский

Valeri Ilyich Rozhdestvensky

Порядковый номер 81 - (38)
Количество полетов - 1
Продолжительность полета - 2 суток 00 часов 06 минут 35 секунд.

Статус - летчик-космонавт СССР, 3-й набор ВВС

Дата и место рождения:
Родился 13 февраля 1939 года в городе Ленинград, РСФСР.
В 1942 году был эвакуирован из блокадного Ленинграда в город Петропавловск, в 1945 году вместе с матерью вернулся в Ленинград.
 
Дата смерти:
Скончался 31 августа 2011 года. Похоронен 2 сентября на кладбище деревни Леониха вблизи Звёздного городка, Московская область.
 
Образование и научные звания:
В 1956 году окончил среднюю школу №56 города Ленинграда.
В 1961 году окончил 3-й факультет Высшего военно-морского инженерного училища им.Ф.Э.Дзержинского по специальности «Военное кораблестроение надводных кораблей». По окончании получил квалификацию «военный инженер-кораблестроитель».
В 1962 году окончил шестимесячные офицерские курсы водолазных специалистов 39 аварийно-спасательной школы Черноморского флота.
 
Профессиональная деятельность:
После увольнения из ВС в 1993 года около месяца проработал сотрудником фирмы «Мегаполис-Индастри», после чего ушёл на пенсию.
 
Воинская служба:
С 14 октября 1961 года служил заместителем командира аварийно-спасательной партии 446 отдельного дивизиона аварийно-спасательной службы тыла военно-морской базы «Балтийск» Краснознаменного Балтийского флота.
С 3 августа 1962 по 25 октября 1965 года служил командиром водолазной группы аварийно-спасательной службы спасательного судна «СС-87» 446 отдельного дивизиона аварийно-спасательной службы Лиепайской Военно-морской базы (19 марта 1963 года переименован в 446 отдельный дивизион аварийно-спасательных судов). 9 января 1965 этот дивизион был передан в состав отделения вспомогательных судов и аварийно-спасательной службы тыла Лиепайской военно-морской базы Краснознаменного Балтийского флота.
После ухода из отряда космонавтов служил на разных должностях в ЦПК.
31 октября 1992 года был уволен из Вооруженных Сил в запас.
 
Воинское звание:
Инженер-лейтенант (12.10.1961).
Старший инженер-лейтенант (18.02.1963).
Капитан-лейтенант ВМФ.
Инженер-капитан (05.03.1966).
Инженер-майор (25.12.1968).
Инженер-подполковник (30.07.1971), с 05.11.1976 полковник-инженер, с 31.10.1992 - в запасе.
 
Служба и должности в ЦПК:
30 декабря 1967 года был назначен космонавтом 2 отряда космонавтов.
С 30 апреля 1969 года был космонавтом 1 отдела 1 управления, а с 30 апреля 1974 года - космонавтом 2 отдела 1 управления.
30 марта 1976 года был переведен в группу КЛА спецназначения (с 30 января 1979 года - инструктор-космонавт этой группы).
С 25 января 1982 года был космонавтом-испытателем, командиром группы управления (деятельность экипажей пилотируемых КА в полете).
24 июня 1986 года был отчислен из отряда космонавтов в связи с назначением на должность начальника 1 отдела 1 управления.
С 24 июня 1986 года служил начальником 1 отдела, ведущим инженером-испытателем 1 управления ЦПК. С 9 октября 1986 года служил начальником 11 отдела.
С 20 июля 1988 года служил заместителем начальника управления по подготовке космонавтов. Внес большой вклад в создание тренажеров и других технических средств подготовки экипажей. Разработал новую концепцию по тренажеру перспективной станции «Мир-2».
С 9 марта 1989 года служил начальником 2-го управления ЦПК.
31 октября 1992 года был уволен в запас. Исключен из списков части 11 марта 1993 года.
 
Космическая подготовка:
В 1965 году успешно прошел медицинскую комиссию в ЦВНИАГ. На итоговом заседании Мандатной комисии 23 октября 1965 года был рекомендован к зачислению в отряд космонавтов. Приказом Главкома ВВС №942 от 28 октября 1965 года назначен на должность слушателя-космонавта 1 отряда ЦПК ВВС.
С 25 ноября 1965 по 30 декабря 1967 года проходил общекосмическую подготовку (ОКП). Летал на самолете Л-39 с инструктором, выполнил 75 парашютных прыжков. По окончанию подготовки 30 декабря 1967 года был назначен космонавтом 2 отряда космонавтов.
 
С января 1968 по сентябрь 1972 года проходил подготовку по программе «Алмаз» в группе космонавтов.
 
С 11 сентября 1972 по февраль 1973 года проходил подготовку в качестве бортинженера четвертого (резервного) экипажа для полета на ОПС-101 «Алмаз» («Салют-2»), вместе с Вячеславом Зудовым. Полеты на ОПС «Салют-2» были отменены из-за разгерметизации станции на орбите в апреле 1973 года.
 
С 13 августа 1973 по июнь 1974 года проходил подготовку в качестве бортинженера четвертого (резервного) экипажа для полета на ОПС-101-2 «Алмаз» («Салют-3»), вместе с Вячеславом Зудовым.
 
С июля по август 1974 года проходил подготовку по программе 2-й экспедиции на ОПС-101-2 «Алмаз» («Салют-3») в качестве бортинженера второго (дублирующего) экипажа, вместе с Вячеславом Зудовым. Во время старта КК «Союз-15» 26 августа 1974 года был дублером бортинженера корабля.
 
С января 1975 по июнь 1976 года проходил подготовку в качестве бортинженера второго (дублирующего) экипажа для полета на ОПС-103 «Алмаз» («Салют-5»), вместе с Вячеславом Зудовым. Во время старта КК «Союз-21» 6 июля 1976 года был дублером бортинженера корабля.
 
С июля по октябрь 1976 года проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа по программе второй экспедиции на ОПС-103 «Алмаз» («Салют-5»), вместе с Вячеславом Зудовым.
 
Первый полёт

С 14 по 16 октября 1976 года в качестве бортинженера КК «Союз-23», вместе с В.Зудовым.
Позывной: «Родон-2».
Из-за отказа системы сближения и стыковки «Игла» стыковка с ОПС «Салют-5» не состоялась. Спускаемый аппарат совершил посадку в 195 км юго-западнее города Целинограда, приводнившись в озеро Тенгиз. В условиях отрицательной температуры воздуха, ночи, снегопада, отсутствия связи с поисково-спасательной службой, истощенного ресурса системы жизнеобеспечения (СЖО) космонавты находились в СА около 12 часов. Эвакуировать СА вместе с космонавтами удалось лишь с помощью вертолета. После посадки на воду получил прозвище «адмирал Тенгизский».

Продолжительность полета составила 2 суток 00 часов 06 минут 35 секунд.

 
В 1977 - 1983 годах готовился по программе «Алмаз» в составе группы космонавтов. Принимал участие в управлении полетом ДОС «Салют-6» и «Салют-7» в качестве заместителя сменного руководителя полётом и главного оператора.
 
В 1983 - 1985 годах проходил подготовку в составе группы космонавтов для полета по обслуживанию аппаратуры «Пион-К», установленной на ТКС-4 («Космос-1686»).
 
Отчислен из отряда космонавтов 24 июня 1986 года в связи с назначением на должность начальника 1-го отдела 1-го управления ЦПК.
 
Классность:
Водолазный специалист (12.06.1962), на его счету около 300 часов погружений.
Инструктор парашютно-десантной подготовки (ПДП) ВВС (02.12.1969).
Космонавт 3-го класса (06.11.1976).
 
Почетные звания:
Герой Советского Союза (05.11.1976).
Летчик-космонавт СССР (05.11.1976).
 
Награды:
Награжден медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза и орденом Ленина (05.11.1976), орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени (08.02.1982) и 11-ю медалями, а также медалью «За заслуги в освоении космоса» (Указ Президента РФ №436 от 12 апреля 2011 года).
Награжден так же орденом Голубого Нила I степени (Эфиопия, 10.10.1981).
 
Общественная деятельность:
Был вице-президентом Федерации «Каратэ РСФСР».
 
Публикации
Автор более 20 научных трудов. Соавтор трех изобретений.
 
Спортивные достижения:
Имеет 1-й разряд по парашютному спорту.
 
Семейное положение
Отец - Рождественский Илья Александрович, (1916 – 1949), военно-морской инженер, участник ВОВ.
Мать - Рождественская (Федотова) Нона Михайловна, (1918-1985), старший инженер НИИ (п/я 400).
Жена - Рождественская (Федотова) Светлана Александровна, 1934 г.р., инженер ЦНИИмаш, на пенсии.
Дочь - Быковская (Рождественская) Татьяна Валерьевна, 1962 г.р., окончила Институт народного хозяйства им.Плеханова, была замужем за В.В.Быковским - сыном космонавта В.Ф.Быковского, погибшим в авиакатастрофе в 1986.
 
Увлечения
Академическая гребля
 

Назад

ЦПК ВВС

Энциклопедия