Albert Scott Crossfield

Элберт Скотт Кроссфилд

Количество полетов на X-15 (всего)                - 14
Максимальная достигнутая высота полета  - 26 858 м

Статус - летчик-испытатель North American Aviation

Дата и место рождения:
Кроссфилд родился 2 октября 1921 года в Беркли, шт. Калифорния, но вырос в Вилмингтоне (Wilmingtone) в южном Лос-Анджелесе, где у его отца был нефтяной бизнес.
 
Дата и причина смерти:
Погиб 19 апреля 2006 года в авиакатастрофе, когда пилотируемый им самолёт Cessna разбился в горном районе возле города Рейнджер (Ranger) в штате Джорджия, США. Урна с его прахом была захоронена в колумбарии Арлингтонского национального кладбища (Arlington National Cemetery) в штате Вирджиния 15 августа 2006 года.
 
Образование и научные звания:
В детстве пневмония и ревматизм надолго приковали его к постели. В это время он начал читать о летчиках и самолетах. Когда он выздоровел, он списался с человеком, работавшем в аэропорту Вилмингтон, где 13-летний Скотт в обмен на бесплатную помощь получал уроки летного мастерства от пилотов.
Вскоре после этого семья Кроссфилда переехала на ферму в штате Вашингтон, где он закончил в 1939 школу верхней ступени Бойстфорта (Boistfort High School). Теперь он стал получать уроки летного мастерства в аэропорте Чихелис (Chehalis).
В сентябре 1940 года Кроссфилд поступил в Университет штата Вашингтон (University of Washingtone), чтобы изучать аэронавтику, где проучился до призыва в ВМС, последовавшего вскоре за Перл-Харбором.
После войны Кроссфилд вернулся в Университет штата Вашингтон, где в 1949 году получил степень бакалавра по аэронавтике, а годом позже – степень магистра по той же специальности.
 
Профессиональная деятельность:
Одновременно с поступлением в университет начал работать на заводе компании «Боинг Эйркрафт» (Boeing Aircraft), где проработал до призыва в ВМС.
 После окончания университета в 1950 году перешел на работу в NACA (НАКА), был пилотом на авиабазе Эдвардс, шт. Калифорния. 
В следующие 5 лет Кроссфилд летал на различных типах высокоскоростных реактивных и ракетных самолетов для NACA, в том числе Х-1, D-558 II Skyrocket, X-4, X-5, XF-92A и F-100, совершив на них в общей сложности 87 полетов. 20 ноября 1953 года он стал первым в мире пилотом, превысив в два раза скорость звука на самолете D-558XS-II. Он также принимал участие в исследованиях по созданию высотного скафандра, который затем послужил прототипом скафандров астронавтов.
Кроссфилд ушел из NACA в декабре 1955 года, поступил на работу в компанию «Норт Америкэн Эвиэйшн» (North American Aviation) и сразу был подключен к программе Х-15 как проектант-консультант и летчик. Еще до начала летных испытаний Х-15, Кроссфилд чуть не погиб во время предварительных испытаний высотного скафандра, когда вместо кислорода в шлем через небольшую трещину стали поступать пары азотного окислителя, но все закончилось благополучно. Он проработал в NAA до 1967 года в должности директора по испытаниям и поддержки качества работ.
В 1967 – 1974 годах он руководил исследовательскими и перспективными (directed research and development programmes) работал в «Истерн Эйрлайнс» (Eastern Airlines), а в 1977-1977 годах в «Хоукер-Сиддлили Корпорейшн» (Hawker-Siddleley Corporation).
 
Воинская служба:
Вскоре после Перл-Харбора (декабрь 1941 года) был призван в ВМС. Прошел полный курс подготовки военных пилотов, служил инструктором по полетам и вооружению. Был назначен на авианосец «Лэнгли» (U.S.S. Langley), до окончания войны в сентябре 1945 года, в качестве боевого пилота участвовал в боевых действиях над Японией.
 
Космическая подготовка:
В июне 1958 года был выбран для подготовки в качестве астронавта в рамках реализации командованием ВВС программы MISS (Man In Space Soonest), что можно перевести как «Человек в космосе как можно быстрее». Однако после того, как в августе 1958 года все работы по первому пилотируемому полету были отданы НАСА, программы была свернута.
 
Кроссфилд играл важную роль в создании Х-15 в качестве консультанта и первого летчика-испытателя компании «Норт Америкэн Эвиэйшн» (North American Aviation), построившей этот самолет. В 1958 году отобран в группу пилотов для испытаний ракетоплана Х-15 как представитель организации-подрядчика. Был дублером Айвена Кинчлоу, но из-за гибели последнего еще до первого полета ракетоплана, Кроссфилд стал первым пилотом Х-15, совершив 8 июня 1959 года на нем первый испытательный полет с отделением от самолета-носителя В-52. До этого он испытывал ракетоплан без отделения от носителя.
Всего с 8 июня 1959 по 6 декабря 1960 года совершил 14 полетов на Х-15.
При полете 17 сентября 1959 года на ракетоплане Х-15 №2 успешно выполнил первый полет с включением двигателей XLR-11-RM5, но при посадке возник пожар в двигательном отсеке. Самолет быстро восстановили.
В следующем полете 5 ноября 1959 года отказала топливная система, и загорелся нижний двигатель. Самолет стал резко терять высоту, Кроссфилд предпринял меры, пытаясь слить топливо к посадке. Ему удалось провести аварийную посадку, но из-за больших нагрузок подломилась носовая опора шасси, и фюзеляж переломился пополам. На ремонт ракетоплана понадобилось 3 месяца.
15 ноября 1960 года на самолете Х-15 №2 совершил первый полет с включением двигателя XLR-99, тем самым подтвердив готовность ракетоплана к эксплуатационным полетам.
 
Максимальная высота была достигнута им в полете 11 февраля 1960 года, и составила 88 160 футов (26 858 м).
 
После передачи программы Х-15 в ведение НАСА в декабре 1960 года ушел из программы.
 
Общественная деятельность:
С 1977 по 1993 года был консультантом Комитета по науке и технологиям палаты представителей Конгресса США. В настоящее время в отставке.
 
Публикации:
Автор своей автобиографии Always Another Dawn (1960).
 
Награды:
Награждён высшей наградой НАСА - медалью «За выдающиеся общественные заслуги» (NASA Distinguished Public Service Medal)
 
Семейное положение
Женат, имеет шестерых детей.
 

Назад

С Ш А

Энциклопедия