Donald Kent «Deke» Slayton

Дональд Кент «Дик» Слейтон

Порядковый номер - 77 (43)
Количество полетов - 1
Продолжительность полетов - 9 суток 1 час 28 минут 00 секунд.

Статус - астронавт НАСА

Дата и место рождения:
Родился 1 марта 1924 года в городе Спарта (Sparta), штат Висконсин.
 
Дата и причина смерти:
Умер 13 июня 1993 года от саркомы головного мозга в своем доме в Лиг-Сити (League City) в Техасе. Тело было кремировано, прах захоронен в семейном захоронении в шт.Висконсин.
 
Образование и научные звания:
В 1942 году окончил среднюю школу (Sparta High School) в городе Спарта.
В 1949 году окончил Университет Миннесоты (University of Minnesota) и получил степень бакалавра наук по авиационной технике.
 
 
Профессиональная деятельность:
В 1949 - 1951 годах работал инженером по авиационной технике в корпорации Boeing Aircraft Corporation в Сиэттле (Seattle).
После ухода из НАСА в 1982 году работал президентом и заместителем председателя правления компании Space Services, Inc., которая занималась разработкой ракет-носителей (таких как Conestoga) для суборбитальных полетов и вывода на орбиту небольших коммерческих спутников.
В 1983 году стал председателем совместного предприятия нескольких аэрокосмических компаний, получившего название Space America Incorporated.
 
Воинская служба:
В марте 1942 года пришел на службу в корпус армейской авиации США в качестве курсанта авиационного училища, и после летной подготовки на базах в Верноне (Vernon) и в Вако (Waco Army Air Field) в Техасе в апреле 1943 года стал пилотом ВВС.
В составе 340-й бомбардировочной тактической группы (340th Bombardment Group) выполнил 56 боевых вылетов в Европе на бомбардировщике B-25.
После возвращения в США в середине 1944 года служил пилотом-инструктором B-25 на базе в городе Колумбия (Columbia), штат Северная Каролина. Затем служил ответственным за проверку квалификации пилотов Douglas A26 Invader.
В апреле 1945 года был направлен в 319-ю бомбардировочную тактическую группу (319th Bombardment Group) на остров Окинава. Выполнил семь боевых вылетов в небе Японии в качестве пилота бомбардировщика A-26.
После окончания войны еще в течении года служил пилотом-инструктором B-25, а затем демобилизовался.
Вновь был действительную военную службу в авиацию Национальной гвардии штата Миннесота (Minnesota Air National Guard), служил в офицером по проведению лётных испытания в эскадрильи F-51 в Миннеаполисе. Затем полтора года служил техническим инспектором в штаб-квартире 12-й воздушной армии.
Служил летчиком-истребителем и офицером по техническому обслуживанию в 36-м авиакрыле дневных истребителей (36th Fighter Day Wing) на базе Битбург (Bitburg) в Германии.
В июне 1955 года вернулся в США и прошел подготовку в Школе ВВС США по подготовке пилотов для экспериментальных летных испытаний (USAF Experimental Test Pilot School) на базе ВВС Эдвардс (Edwards AFB) в Калифорнии.
С января 1956 по апрель 1959 года служил летчиком-испытателем, начальником секции испытания истребителей (Chief of Fighter Test Section) на базе Эдвардс, принимал участие в испытаниях различных истребителей, предназначенных для ВВС США и других стран.
Ушел в отставку в ноябре 1963 года.
 
Воинское звание:
Капитан ВВС (в 1946).
Майор ВВС (в отставке с ноября 1963 года).
 
Работа в НАСА:
С сентября 1962 года работал координатором деятельности астронавтов и был руководителем отряда астронавтов (Chief of the Astronaut Office). После полета МА-8 в его обязанности входило назначение экипажей, а также отбор новых астронавтов.
С ноября 1963 по февраль 1974 года работал Директором управления лётных экипажей (Flight Crew Operations)
С июля 1975 по ноябрь 1977 года Слейтон был руководителем испытаний по отработке захода на посадку и приземления (Approach and Landing Test Project) по программе Space Shuttle в Лётно-исследовательском центре Драйдена (Dryden Flight Research Center) на авиабазе Эдвардс.
С 1977 до 1982 года (до своего ухода из НАСА) был руководителем орбитальных лётных испытаний (Orbital Flight Test).
Уволился из НАСА 27 февраля 1982 года.
 
Космическая подготовка:
В апреле 1959 года был зачислен в первый отряд астронавтов НАСА. Прошел полный курс подготовки, специализировался в вопросах, связанных с РН Atlas, с системой аварийного спасения, аэродинамикой полета и схемой выполнения полёта.
 
Работал оператором связи (CapCom) во время полетов Mercury MR-3, Mercury MA-7 и Mercury MA-8.
Во время полета Джона Гленна на корабле Mercury MA-6 Слейтон и остальные пять астронавтов на основных наземных станциях выполняли обязанности операторов связи.
 
Несостоявшийся полет
Нажать для увеличения

Слейтон должен был стать вторым американцем, выполнившим орбитальный полет: 29 ноября 1961 года было объявлено о его назначении основным пилотом Mercury MA-7, старт которого тогда планировался на апрель 1962 года. Он уже успел выбрать название для своего корабля - Delta-7. Но в январе 1961 года был поднят вопрос о его годности к полету, а 15 марта 1962 года было принято окончательное решении о снятии с подготовки из-за идиопатической мерцательной аритмии сердца - (idiopathic atrial fibrillation).

Нажать для увеличения
 
Несмотря на неурегулированность проблем со здоровьем в декабре 1965 года был назван NASA командиром основного экипажа Apollo-2/Apollo-5 (второго пилотируемого и пятого полета КК Apollo). В состав экипажа также должны были войти Уолтер Каннингем и Рассел Швейкарт.
После длительного лечения к июлю 1970 года ему удалось избавиться от особенностей сердечного ритма, а после дополнительных обследований в марте 1972 года он вновь получил летный статус и практически сразу после этого в одиночку выполнял в воздухе в течение часа фигуры высшего пилотажа. Однако к этому времени почти все американские пилотируемые программы были уже закрыты. Лететь было некуда и не на чем.
 
Нажать для увеличения

Шанс отправиться в космос появился у Дональда Слейтона только после заключения между СССР и США соглашения о проведении совместного полета по экспериментальной программе "Союз-Аполлон" - ЭПАС (Apollo-Soyuz Test Project - ASTP). Несмотря на то, что ему было уже 49 лет, 9 февраля 1973 года он был включен в основной экипаж корабля Apollo в качестве пилота стыковочного модуля.

 
Первый полет
Нажать для увеличения

С 15 по 24 июля 1975 года в качестве пилота стыковочного модуля корабля Apollo-ASTP (Apollo-18). Это был первый совместный полет советского и американского космического корабля.

Продолжительность полета составила 9 суток 1 час 28 минут 00 секунд.

Нажать для увеличения
 
 
Классность:
Общий налет к моменту зачисления в отряд составлял около 6 600 часов, из которых не менее 5 100 на реактивных самолетах.
 
Публикации:
Соавтор книги We Seven, by the Astronauts Themselves (1962).
Соавтор (вместе с Майклом Кассутом) книг Deke!: an Autobiography и Deke!: U.S. Manned Space: From Mercury to the Shuttle.
 
Награды:
Был награжден тремя медалями НАСА «За выдающиеся заслуги» (NASA Distinguished Service Medal), медалью НАСА «За исключительные заслуги» (NASA Exceptional Service Medal), медалью НАСА «За выдающееся лидерство» (NASA Outstanding Leadership Medal).
Уже после смерти удостоен премии Посла исследований NASA (NASA Ambassador of Exploration Award), став первым астронавтом, удостоенным премии уже после смерти (2006).
Его имя внесено в Зал славы американских астронавтов (U.S. Astronaut Hall of Fame).
 
Семейное положение
Жена (бывшая) - Марджори Ланней (Marjorie Lunney).
В октябре 1983 года женился на Бобби Белл Осборн (Bobbie Belle Osborn, 03.01.1945 - 19.11.2010).
Сын от первого брака - Кент Слейтон (Kent Slayton, род. 08.04.1957).
 
Увлечения
Увлекался полетами. С его одержимостью полетами связана одна красивая легенда, которую часто публикуют американские газеты. Вот ее короткий пересказ:
 

Последний полет Дика Слейтона

Как известно, Дональд «Дик» Слейтон умер в своем доме в Техасе от рака (саркомы) головного мозга 13 июня 1993 года в 3:22 утра.
 
Чуть позже, в 7 часов 58 минут утра (время западного побережья), из аэропорта им. Джона Уэйна (John Wayne Airport) в округе Orange County в Калифорнии взлетел спортивный самолет с регистрационным номером N21X. Совершив несколько кругов над аэродромом и выполнив серию фигур высшего пилота, самолет улетел.
Сильный рокот от двигателя спортивного самолета, летающего над головой жителей небольшого поселка возле аэродрома, побудил законопослушных американцев записать номер самолета и подать жалобу в Федеральное управление гражданской авиации (Federal Aviation Agency - FAA). Проведя небольшое расследование, FAA установило, что допустимый уровень шума был действительно превышен, и пилот должен быть оштрафован.
 
20 июля 1993 года вдова Дика Слейтона получила по почте письмо от FAA, в котором сообщалось, что во время своего полета 13 июня Слейтон, пилот самолета N21X, нарушил установленные для спортивных самолетов правила полета, и должен заплатить штраф.
 
Удивленная вдова сообщила FAA, что Слейтон умер за 6 часов (с учетом разницы во времени между Калифорнией и Техасом) до этого полета. Кроме того, как оказалось, личный самолет Слейтона с номером N21X уже в течении нескольких месяцев стоял в музее спортивной (гоночной) авиации в городе Спаркс (Sparks) в Неваде, и вдобавок перед помещением в музей с него был снят двигатель.
 
Остается так и не понятным, что же произошло тем утром в небе над Калифорнией? Прощалась ли это с нами душа Дика Слейтона, астронавта и боевого летчика, или кто-то из его друзей почтил таким образом его память, чтобы заставить нас поверить - летчики не умирают, они просто улетают от нас.
 

NASA-1

С Ш А

Энциклопедия

 Назад