Удостоверение космонавта

Часть 2. Удостоверения FAI

   

   
   
   
    Первое удостоверение, а точнее, свидетельство пилота-космонавта № 1 Международная авиационная федерация (FAI) выдала Юрию Гагарину еще в 1961 г. Данный документ был обнаружен в качестве иллюстрации в книге «Первый космонавт планеты Земля» (изд-во «Советская Россия», 1961). Он представляет собой обычное пилотское свидетельство на бланке Центрального аэроклуба СССР имени В. П. Чкалова. При этом к словам «имеет звание пилота» от руки приписано «...-космонавта». Однако ценность такого свидетельства небольшая, так как выдано оно было уже после полёта - 14 апреля 1961 г. Где находится сейчас этот документ, выяснить не удалось. Неизвестно также, выдавались ли подобные свидетельства другим космонавтам.

    В первой части статьи говорилось о том, что сначала космонавты летали с удостоверениями ВВС. Но вот наступил 1972 год. Советский Союз и США подписали соглашение о совместном космическом полете по проекту ЭПАС. На одной из рабочих встреч специалисты стали обсуждать вопрос о том, какие документы члены экипажей кораблей возьмут с собой в полёт. В итоге, учитывая международный характер проекта, было принято совместное решение выдать космонавтам и астронавтам удостоверения от имени FAI. Здесь следует сделать небольшое отступление и кратко рассказать, что представляет собой эта организация.
    FAI (Federation Aeronautique Internationale; Международная авиационная федерация) – международный союз национальных авиационных организаций, групп или клубов. Главная задача – развитие спортивной авиации и космонавтики во всем мире. Основана на 1-й Международной конференции, проходившей 12-14 октября 1905 г. в Париже (Франция). FAI разрабатывает и утверждает правила международных соревнований, организует и осуществляет контроль за их проведением и регистрирует авиационные и космические рекорды. СССР вошёл в FAI в 1935 г. и был представлен в ней Федерацией авиационного спорта СССР.
    Итак, по проекту ЭПАС каждая из сторон изготовила свои удостоверения. Советский образец документа по содержанию и формату был подобен вышеупомянутому пилотскому свидетельству Гагарина. Скорее всего, эти первые удостоверения FAI для программы ЭПАС были изготовлены для советских космонавтов только в четырёх экземплярах. Члены основного экипажа А.Леонов и В.Кубасов получили удостоверения № 1 и № 2, а дублёры А.Филипченко и Н.Рукавишников – № 3 и № 4.
    В удостоверения были вклеены чёрно-белые фотографии космонавтов, причем полковники А.Леонов и А.Филипченко были сняты в гражданских костюмах. Документы подписали председатель Федерации авиационного спорта СССР Иван Никитович Кожедуб (прославленный летчик-ас, трижды Герой Советского Союза) и ответственный секретарь (его фамилию идентифицировать не удалось). На удостоверениях проставлены печати Центрального аэроклуба СССР имени В.П.Чкалова. Дата выдачи документов (14 июля 1975 г.) была вписана уже на космодроме, за сутки до старта космического корабля.

    15 июля 1975 г. стартовал «Союз-19» с А.Леоновым и В.Кубасовым на борту. Вместе с ними в космос впервые отправились удостоверения FAI. Через 7,5 часов в тот же день на орбиту вышел американский корабль Apollo с астронавтами Томасом Стаффордом, Вэнсом Брэндом и Доналдом Слейтоном. 17 июля состоялась историческая стыковка кораблей. Экипажи выполнили обширную программу совместных экспериментов. Не забыли они и о символической деятельности. В частности, космонавты и астронавты расписались на удостоверениях друг друга. Теперь эти документы являются музейными экспонатами. Удостоверение А.Леонова находится в музее Дома космонавтов Звёздного городка, а вот судьба документов членов дублирующего экипажа «Союза-19», к сожалению, неизвестна. Таким образом, в 1975 г., впервые появились удостоверения FAI.
    Здесь также необходимо отметить еще один интересный факт. Оказывается, Т.Стаффорд, В.Бранд и Д.Слейтон являются единственным американским экипажем, которому в полёт были выданы удостоверения. По словам американского эксперта Майкла Кассутта и некоторых астронавтов, ни до полёта по программе ЭПАС, ни после него астронавты NASA никогда не брали с собой и не берут до сих пор каких-либо документов. Их «удостоверением» является лишь нагрудная нашивка с фамилией астронавта и американский флаг на рукаве!
    В 1976 г. на подготовку в ЦПК приехали кандидаты в космонавты из социалистических стран. Началась реализация международной программы «Интеркосмос». Опять же встал вопрос о том, какие документы выдавать иностранным космонавтам. Удостоверения, подписанные советским Главкомом ВВС, для этой цели не очень-то подходили. К тому же, ведомственные (ВВС) полетные документы не нравились многим гражданским космонавтам из НПО «Энергия». В общем, так или иначе, но удостоверения ВВС себя изжили. Стало ясно: что настало время ввести для космонавтов новые полётные документы, тем более что прецедент уже был создан на программе ЭПАС. Одним из активных сторонников замены удостоверений ВВС на полетные документы FAI являлся спортивный комиссар FAI Иван Григорьевич Борисенко. В итоге эту идею поддержали и другие руководители космической отрасли. Вот так и появились новые полётные удостоверения космонавтов.
    В 1978 г. был разработан новый бланк удостоверений FAI, и в том же году они были отпечатаны тиражом 200 экземпляров. Бланк имеет размер 13x8 см. На синей обложке- эмблема FAI и надписи: «УДОСТОВЕРЕНИЕ КОСМОНАВТА; МОСКВА; СССР». Удостоверение представляет собой четырехстраничный документ. На первой странице размещена чёрно-белая фотография и личная подпись космонавта, проставлен (типографским способом) номер удостоверения. На второй странице указано: Ф.И.О. космонавта, страна и дата его рождения, у казана страна, космонавтом, которой он является, проставлена дата выдачи удостоверения, а также имеются подписи председателя Федерации авиационного спорта СССР и ответственного секретаря. На третьей странице размещены те же записи, что и на второй странице, но на английском языке. На четвёртой странице располагается запись (на пяти языках – русском, английском, французском, немецком, испанском) следующего содержания: «Просьба ко всем государственным, общественным, военным организациям и отдельным лицам оказывать необходимую помощь и содействие предъявителю настоящего удостоверения».

    Данная запись имеет существенное значение, и появилась она не просто так. Об этом следует рассказать подробнее. Дело в том, что 22 апреля 1968 г. было подписано международное соглашение «О спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство». В частности, в Статье 2 говорится: «Если в результате аварии, бедствия, вынужденной или непреднамеренной посадки экипаж космического корабля приземлится на территории, находящейся под юрисдикцией Договаривающейся Стороны, она незамедлительно примет все возможные меры для его спасания и оказания ему всей необходимой помощи. Она будет информировать власти, осуществившие запуск, а также Генерального секретаря Организации Объединённых Наций о принимаемых ею мерах и о достигаемых результатах...» Таким образом, удостоверение FAI не только подтверждает статус космонавта, но и выполняет функцию охранного документа: оно дает правовой иммунитет космонавту на основании вышеупомянутого соглашения о спасании и помощи космонавтам.

    Удостоверения FAI были введены в действие в 1979 г. Тогда было решено выдавать их всем советским космонавтам, а также иностранным космонавтам, которые выполняли полеты на советских космических кораблях. Документы выдавались и до сих пор выдаются в порядке очередности полётов (Таблица №2). Таким образом, космонавты, уже слетавшие в космос в 1961-76 гг., получили удостоверения FAI, так сказать, «задним числом». В связи с этим у некоторых космонавтов документы в полёте не были, а у других, кому довелось слетать и после 1978 г., они в космосе все же побывали.

    Удостоверения должны были быть выданы всем слетавшим в космос к 1979 г. советским космонавтам. Однако, по крайней мере, одному космонавту (В.Быковскому) документ по неизвестной причине выдан не был. Незаполненный бланк удостоверения № 005 (это порядковый номер В.Быковского) был передан на хранение в Мемориальный музей космонавтики в Москве. На нём расписался академик Валентин Петрович Глушко и поставил дату – 12.4.80. Были ли еще космонавты, которым не выдали удостоверения FAI, пока неизвестно. Например, не удалось найти удостоверение FAI № 001, предназначенное для Юрия Гагарина.

    И ещё один важный момент: каждому космонавту выдавалось только одно удостоверение, поэтому у многих космонавтов полётные документы побывали в космосе несколько раз. Появилась даже традиция штамповать их бортовыми печатями. Из этого правила удалось обнаружить лишь три исключения: В.Лебедев, Г.Стрекалов и А.Калери получили по два удостоверения.
    Первый документ (№ 029) В. Лебедева по нелепой случайности был испорчен, и поэтому Валентину Витальевичу был выдан второй документ (по сути, дубликат), но уже с номером 179. Г.Стрекалов свой первый документ (№ 055) получил в 1980 г. С этим удостоверением он совершил четыре космических полёта. Однако в 1993 г. во время одной из командировок документ у Геннадия Михайловича был украден! Поэтому в 1995 г., перед очередным полётом ему было выдано второе удостоверение (№ 143). С ним Геннадий Михайлович совершил свой пятый космический полёт, стартовав на корабле «Союз ТМ-21».
    Что случилось с первым удостоверением (№ 089), выданным А.Калери, выяснить не удалось. Вероятно, оно тоже было испорчено или утеряно. Сейчас он обладает удостоверением № 123, причем к этому типографскому номеру от руки через дробь приписана цифра 89. Таким образом, у А.Калери удостоверение имеет как бы первоначальный 89-й номер. Примечательно также то, что по удостоверению FAI Александр Калери стал первым российским космонавтом. С 1992 г. в полетных документах отечественных космонавтов появилась запись о том, что их обладатели являются космонавтами России.
    Сначала удостоверения FAI фактически выдавали совместно две организации: Федерация авиационного спорта СССР (ФАС, представитель FAI в СССР) и Федерация космонавтики (ФК) СССР (образована в декабре 1978 г.); на документах стоят подписи председателя ФАС СССР и в тоже время печати ФК СССР.
    В 1979-1987 гг. удостоверения подписывал председатель ФАС СССР И.Кожедуб. В 1988 г. удостоверения стала выдавать только ФК СССР, и с этого времени документы вместо И.Кожедуба стал подписывать председатель (с 1980 г.) ФК СССР, затем (с 1991 по 1999 гг.) президент ФК России (ФКР) Н.Рукавишников (его подписи стоят на документах, датированных 1988-1995 гг.). В 1995-1999 гг. удостоверения подписывал вице-президент ФКР И.Борисенко в связи с тем, что Н.Рукавишников был болен. В марте 1999 г. президентом ФКР был избран Г.Титов, но он успел подписать только два удостоверения (В.Токареву и С.Залётину), так как в сентябре 2000 г. Герман Степанович скоропостижно скончался. С января 2001 г. документы визирует нынешний президент ФКР В.Ковалёнок.
    Вторую подпись на документах ставили спортивные комиссары FAI: И.Г.Борисенко (подписывал документы, выданные в 1979-1992 гг.), Виктор Александрович Курилов (1993-2000 гг.) и Николай Борисович Бодин (с 2000 г. по настоящее время).
    К сожалению, точно установить, какой именно экипаж впервые полетел с данными документами, не удалось. Предположительно, им мог быть либо экипаж «Союза-33» (Н.Рукавишников–Г.Иванов), либо «Союза-35» (Л.Попов–В.Рюмин), либо «Союза-36» (В.Кубасов–Б.Фаркаш). Во всяком случае, советско-венгерский экипаж точно имел с собой в полете удостоверения FAI. Такой вывод можно сделать, если внимательно посмотреть на даты выдачи документов, Удостоверения, выданные «задним числом», уже после выполненных полётов: имеют вымышленную дату выдачи: обратите внимание (см.таблицу) на даты в документах у Г.Титова и А.Николаева; в феврале 1960 г. они еще даже не были зачислены в отряд космонавтов. У других космонавтов, получивших документы задним числом, даты выдачи, как правило, примерно соответствуют началу подготовки к полёту. А вот те документы, которые действительно стали выдаваться перед полётом, имеют реальную дату выдачи, близкую к дате старта (разница в несколько недель или даже дней). Первым таким удостоверением, вероятно, является документ Б. аркаша (№ 51).
    Итак, в 1979-80 гг. было сразу выдано предположительно около 50 удостоверений космонавтам, которые уже слетали в космос. Далее документы стали выдавать по мере необходимости, перед первым стартом космонавта-новичка. Однако в нумерации удостоверений всё же было обнаружено несколько сбоев, когда номер не соответствует очередности полёта.

    Первый сбой произошел на удостоверениях Л.Кизима (№ 56) и Г.Стрекалова (№ 55). Как известно, они вместе с О.Макаровым стартовали в ноябре 1980 г. к «Салюту-6» на корабле «Союз Т-3», и поэтому командир экипажа Л.Кизим должен был получить документ с № 55, а № 56 должен был быть у Г.Стрекалова. Возможно, конечно, что здесь произошла банальная ошибка, но может быть, дело обстояло так (это только предположение автора статьи). Первоначально к «Салюту-6» на «Союзе Т-3» должен был отправиться экипаж в составе В.Лазарева, Г.Стрекалова и В.Полякова. Их подготовка была почти завершена (старт планировался на октябрь 1980 г.), и поэтому бортинженеру-новичку Г.Стрекалову уже было изготовлено удостоверение № 55. Можно также предположить, что документ В.Полякову решено было сделать в самый последний момент, после заседания Госкомиссии (вероятно, вопрос о полёте врача-космонавта ещё не был решён окончательно). Но на станции «Салют-6» потребовалось срочно провести ремонтные работы, и в результате был сформирован новый экипаж «Союза Т-3»: Л.Кизим, О.Макаров и К.Феоктистов, которого вскоре заменил Г.Стрекалов. Времени на переделку удостоверений не было, и поэтому Л.Кизиму выдали документ с № 56, а Г.Стрекалов полетел с уже изготовленным для него удостоверением № 55.
    По словам В.Курилова, было всего несколько единичных случаев переделки удостоверений FAI (в 80-е годы) для того, чтобы не нарушать нумерацию документов. Для этого изготавливался новый вкладыш (четыре страницы), и на нем проставлялся требуемый номер. К сожалению, конкретных примеров В.Курилов не привел. Однако один такой случай можно «вычислить».
    В феврале 1983 г. была практически завершена подготовка экипажа «Союза Т-8» (В.Титов–Г.Стрекалов–И.Пронина), который должен был стартовать в марте 1983 г. Обратите внимание на дату выдачи удостоверения В.Титова – 15 февраля 1983 г. – до старта оставался примерно месяц. Отсюда следует, что если командир экипажа уже получил свое удостоверение (№ 64), в котором даже была проставлена дата выдачи, то значит, и И.Пронина должна была получить свой документ с № 65. Однако незадолго до старта её заменили А.Серебровым (он уже летал и удостоверение у него было). Из-за замены в экипаже старт «Союза Т-3» задержался более чем на месяц и состоялся 20 апреля 1983 г. После этого, вероятно, был изготовлен новый вкладыш с № 65, который достался очередному космонавту-новичку А.Александрову, а документ И.Прониной в этом случае был аннулирован, т.е. попросту говоря, уничтожен,
    Следующий сбой в нумерации удостоверений приходится на № 077. Исходя из очерёдности полетов, получается, что это удостоверение не было выписано никому. Как такое могло случиться, до сих пор остается загадкой. Может быть, бланк был испорчен. Но вполне возможно, что удостоверение со счастливым номером было просто кому-то подарено. Вопрос - кому?

    Вызывает удивление следующий уникальный случай в нумерации удостоверений FAI: два документа имеют одинаковый номер (83) у космонавтов А.Баландина и Г.Манакова. Вот сбой, так сбой! Выяснить, почему это произошло, так и не удалось. Вопрос этот остался открытым. Здесь можно предположить следующее.
    Известно, что в апреле 1989 г. полностью завершил подготовку экипаж «Союза ТМ-8» (А.Викторенко–А. Баландин). Старт планировался на 19 апреля 1989 г., и поэтому А.Баландину было выдано, как и положено, очередное удостоверение с № 83. Однако за 9 дней до старта, 10 апреля 1989 г., Госкомиссия отменила полет «Союза ТМ-8» в связи с изменением программы работ на борту ОК «Мир». После этого экипажи переформировывались и переставлялись местами. Возможно, экипаж Г.Манаков–Г.Стрекалов в какой-то момент планировался к старту раньше, чем экипаж, в котором теперь был А.Баландин (командир – А.Соловьев). В этом случае для Г.Манакова был изготовлен новый вкладыш с № 83. Но в то же время удостоверение А.Баландина с таким же номером по какой-то причине не было аннулировано. Может быть, поэтому у этих космонавтов показались документы с одинаковыми номерами. В общем, здесь явно какая-то запутанная история. К сожалению, не удалось получить изображения этих удостоверений, Возможно, при внимательном рассмотрении их номеров удалось бы раскрыть эту загадку.
    В конце 1991 г. развалился Советский Союз. В период 1991-1992 гг. вновь обнаруживается сбой в выдаче удостоверений FAI. Более того, судя по номерам документов, два иностранных космонавта вообще их не получили: X.Шарман (Великобритания, «Союз ТМ-12») и К.-Д.Фладе (ФРГ, «СоюзТМ-14»), Скорее всего, X.Шарман удостоверение не было выдано, потому что её полёт состоялся в рамках коммерческого проекта Juno, а К.-Д.Фладе не стали выписывать документ, возможно, по политическим мотивам. Только что случился развал СССР, рухнула берлинская стена, и выдавать документ советского образца (а другого-то не было) представителю Германии, вероятно, посчитали неуместным.
    После развала СССР перестала существовать и Федерация космонавтики СССР, 7 декабря 1991 г. она была преобразована в Федерацию космонавтики России (ФКР), и поэтому, начиная с 1992 г. на удостоверениях FAI проставляется печать ФКР. Однако в удостоверение С.Авдеева каким-то образом все же «пробралась» советская печать ФК.

    В период с 1992 по 1995 гг. удостоверения FAI выдавались на бланках советского образца, отпечатанных еще в 1978 г. Новые российские бланки появились только в 1995 г. (пример, удостоверение А.Лазуткина). По своему содержанию и оформлению российские удостоверения отличаются от советских лишь тем, что на обложке указана страна – Россия, а на второй странице заменена организация, выдающая документ: вместо ФАС СССР – ФКР.

    Российские бланки были изготовлены в количестве 100 экземпляров, начиная с № 101, Первым удостоверение российского образца получил Н.Бударин (№ 101), а В.Дежуров является обладателем последнего документа советского образца (№ 100). Оставшиеся ненужными около сотни экземпляров незаполненных бланков советских удостоверений разобрали себе на память в качестве сувениров сотрудники ФКР и других организаций.

    В марте 1995 г. в составе экипажа российского корабля «Союз ТМ-21» впервые стартовал американский астронавт Н.Тагард, но ему удостоверение выдавать не стали. Как, впрочем, и всем остальным американским астронавтам, летавшим на российских кораблях. В 1999 г. практика выдачи удостоверений FAI иностранным космонавтам была прекращена. Последним удостоверение получил словацкий космонавт И.Белла. Всего в период с 1979 г. по 1999 г. полетные документы FAI были выданы 24 иностранцам.

И.Белла со своим удостоверением в ЦПК

    Ещё один сбой в нумерации документов произошёл в августе 1996 г., когда была завершена подготовка экипажа «Союза ТМ-24» в составе Г.Манакова, П.Виноградова и К.Андре-Деэ. Впервые стартующим П.Виноградову и К.Андре-Деэ уже были выданы удостоверения № 105 и № 106 соответственно. Но на заключительном медобследовании врачи отстранили от полета командира экипажа Г.Манакова. В результате был сформирован новый экипаж, который и отправился в полёт: В.Корзун, А.Калери и К.Андре-Деэ. При этом В.Корзуну был срочно выдан полётный документ со следующим порядковым номером (107), а К.Андре-Деэ полетела с уже выданным ей документом,
    П.Виноградову его удостоверение менять не стали, и он стартовал с ним в августе 1997 г. на борту «Союза ТМ-26». На этом же корабле в полёт должен был отправиться Л.Эйартц (ему уже было выдано очередное удостоверение №110). Однако его старт был перенесен на январь 1993 г. в связи с тем, что на ОК «Мир» требовалось провести ремонтные работы после того, как станцию протаранил «Прогресс». Из-за этого Л.Эйартц пропустил вперёд себя С.Шарипова. который 23 января 1993 г., стартовал в экипаже шаттла (причем, всего за 6 суток до старта Л.Эйартца).
    Следует отметить примечательный факт: российские космонавты С.Шарипов, В.Токарев, Б.Моруков и Ф.Юрчихин, впервые стартовавшие в космос на американских шаттлах, летали без удостоверений FAI и получали их уже после полёта, возвратившись в Россию, Причём С.Шарипов получил документ с № 113, т.е. после Л.Эйартца, Г.Падалки и Ю.Батурина (все они стартовали позже С.Шарипова). Среди российских космонавтов, выполнивших свой первый полёт на шаттле, только Н.Бударин и Ю.Лончаков брали с собой в полёт удостоверения FAI. C.Шарипов, В.Токарев и Ф.Юрчихин впоследствии летали и на «Союзах» и брали с собой полетные документы. А вот, Б.Морукову ещё раз стартовать на орбиту не довелось, и поэтому его удостоверение в космосе так и не побывало. После С.Шарипова вот уже 14 лет очерёдность выдачи удостоверений не нарушается.
    В настоящее время крайними космонавтами (слово «последний» они не употребляют), получившими удостоверения FAI являются Олег Новицкий и Евгений Тарелкин, которые сейчас выполняют полёт на МКС. Полеты продолжаются, а значит, продолжается и история удостоверений FAI.

Н.Бодин вручает удостоверение О.Новицкому и Е.Тарелкину.
Фото ЦПК

   
   

Таблица № 2. Удостоверения космонавтов, выданные FAI

№ уд. Космонавт Страна Дата
выдачи
В полёте
001 Гагарин Ю.А. СССР ? Нет
002 Титов Г.С. СССР 10.02.1960 Нет
003 Николаев А.Г. СССР 20.02.1960* Нет
004 Попович П.Р. СССР ? Нет
005 пустой бланк - в ММК      
006 Терешкова В.В. СССР ? Нет
007 Комаров В.М. СССР ? Нет
008 Феоктистов К.П. СССР ? Нет
009 Егоров Б.Б. СССР ? Нет
010 Беляев П.И. СССР ? Нет
011 Леонов А.А. СССР ? Нет
012 Береговой Г.Т. СССР 15.08.1968 Нет
013 Шаталов В.А. СССР 28.09.1967 Нет
014 Волынов Б.В. СССР ? Нет
015? Елисеев А.С. СССР ? Нет
016? Хрунов Е.В. СССР ? Нет
017 Шонин Г.С. СССР 16.06.1967 Нет
018* Кубасов В.Н СССР 18.10.1968* Полётное
019 Филипченко А.В. СССР 19.07.1967 Нет
020 Волков В.Н. СССР 23.11.1967 Нет
021 Горбатко В.В. СССР 18.10.1968 Полётное
022 Севастьянов В.И. СССР ? Нет
023 Рукавишников Н.Н. СССР ? ?Полётное
024 Добровольский Г.Т. СССР ? Нет
025 Пацаев В.И. СССР ? Нет
026 Лазарев В.Г. СССР ? Нет
027 Макаров О.Г. СССР 05.06.1973 Полётное
028* Климук П.И. СССР 10.10.1973 Нет
029 Лебедев В.В. СССР 32.07.1972 Полётное
179 Лебедев В.В. СССР 23.07.1972 Нет
030 Артюхин Ю.П. СССР ? Нет
031 Сарафанов Г.В. СССР 16.10.1973 Нет
032 Дёмин Л.С. СССР ? Нет
033* Губарев А.А. СССР 20.02.1974* Нет
034 Гречко Г.М. СССР 20.02.1974 Полётное
035 Жолобов В.М. СССР ? Нет
036 Аксёнов В.В. СССР ? Полётное
037 Зудов В.Д. СССР ? Нет
038 Рождественский В.И. СССР 14.01.1976 Нет
039 Глазков Ю.Н. СССР ? Нет
040* Ковалёнок В.В. СССР 20.04.1977* Полётное
041* Рюмин В.В. СССР 26.04.1977* ?Полётное
042* Романенко Ю.В. СССР 15.11.1977* Полётное
043* Джанибеков В.В. СССР 17.08.1977* Полётное
044 Ремек В. ЧССР 20.07.1977* Нет
045* Иванченков А.С. СССР 20.04.1977 Полётное
046* Гермашевский М. ПНР 22.09.1977* Нет
047 Йен З. ГДР ? Нет
048* Ляхов В.А. СССР 22.10.1978* Полётное
049 Иванов Г. НРБ ? ?Полётное
050 Попов Л.И. СССР 10.08.1979 Полётное
051* Фаркаш Б. ВНР 20.05.1980* Полётное
052 Малышев Ю.В. СССР 04.06.1980 Полётное
053* Фам Туан СРВ 16.07.1980* Полётное
054* Тамайо Мендес А. Куба 16.07.1980* Полётное
055* Стрекалов Г.М. СССР 14.11.1980* Полётное
143 Стрекалов Г.М. Россия ....03.1995 Полётное
056 Кизим Л.Д. СССР 14.11.1980 Полётное
057* Савиных В.П. СССР 20.02.1981* Полётное
058* Гуррагча Ж. МНР 20.02.1981* Полётное
059 Прунариу Д. СРР 09.05.1981 Полётное
060* Березовой А.Н. СССР 20.04.1982 Полётное
061* Кретьен Ж.-Л. Франция 09.06.1982 Полётное
062* Серебров А.А. СССР 05.08.1982* Полётное
063* Савицкая С.Е. СССР 05.08.1982* Полётное
064 Титов В.Г. СССР 15.02.1983 Полётное
065 Александров А.П. СССР 15.02.1983 Полётное
066* Соловьёв В.А. СССР 10.01.1984* Полётное
067* Атьков О.Ю. СССР 10.01.1984* Полётное
068* Шарма Р. Индия 21.03.1984* Полётное
069* Волк И.П. СССР 04.07.1984* Полётное
070 Васютин В.В. СССР 16.09.1985 Полётное
071 Волков А.А. СССР 16.09.1985 Полётное
072* Лавейкин А.И. СССР 05.02.1987* Полётное
073* Викторенко А.С. СССР 21.07.1987* Полётное
074 Фарис М. Сирия 21.07.1987 Полётное
075 Манаров М.Х. СССР 21.12.1987 Полётное
076 Левченко А.С. СССР 21.12.1987 Полётное
077 ???      
078 Соловьёв А.Я. СССР ....06.1988 Полётное
079 Александров А.П. НРБ ....06.1988 Полётное
080 Поляков В.В. СССР 27.08.1988 Полётное
081* Ахад Моманд А. Афганистан 27.08.1988* Полётное
082 Крикалёв С.К. СССР 24.11.1988 Полётное
083 Баландин А.Н. СССР 09.02.1990 Полётное
083 Манаков Г.М. СССР ....08.1990 Полётное
084 Афанасьев В.М. СССР 02.12.1990 Полётное
085* Акияма Т. Япония 30.11.1990* Полётное
086 Арцебарский А.П. СССР 17.05.1991* Полётное
087 Фибёк Ф. Австрия ? Полётное
088 Аубакиров Т.О. СССР ? Полётное
089 Калери А.Ю. Россия ? Полётное
123/89 Калери А.Ю. Россия 16.03.1992 Полётное
090 Авдеев С.В. Россия 26.07.1992 Полётное
091 Тонини М. Франция 26.07.1992 Полётное
092 Полещук А.Ф. Россия 23.01.1993 Полётное
093 Циблиев В.В. Россия 30.06.1993 Полётное
094 Эньере Ж.-П. Франция 30.06.1993 Полётное
095 Усачёв Ю.В. Россия 08.01.1994 Полётное
096 Маленченко Ю.И. Россия 31.05.1994 Полётное
097* Мусабаев Т.А. Россия 31.05.1994* Полётное
098* Кондакова Е.В. Россия 03.10.1994* Полётное
099* Мербольд У. ФРГ 03.10.1994* Полётное
100 Дежуров В.Н. Россия 21.02.1995 Полётное
101 Бударин Н.М. Россия без даты Полётное
102 Гидзенко Ю.П. Россия без даты Полётное
103* Райтер Т. ФРГ ? Полётное
104 Онуфриенко Ю.И. Россия ? Полётное
105 Виноградов П.В. Россия без даты Полётное
106 Андре-Деэ К. Франция ? Полётное
107 Корзун В.Г. Россия 16.08.1996 Полётное
108 Лазуткин А.И. Россия 10.02.1997 Полётное
109* Эвальд Р. ФРГ 10.02.1997 Полётное
110 Эйартц Л. Франция ? Полётное
111 Падалка Г.И. Россия 17.07.1998 Полётное
112 Батурин Ю.М. Россия 17.07.1998 Полётное
113 Шарипов С.Ш. Россия 17.07.1998 Полётное
114 Белла И. Словакия .........1999 Полётное
115 Токарев В.И. Россия 17.11.1999 Полётное
116 Залётин С.В. Россия 04.04.2000 Полётное
117 Моруков Б.В. Россия 08.09.2000 Нет
118 Лончаков Ю.В. Россия без даты Полётное
119* Тюрин М.В. Россия ........2001 Полётное
120* Козеев К.М. Россия ........2001 Полётное
121 Трещёв С.Е. Россия 05.06.2002 Полётное
122 Юрчихин Ф.Н. Россия 07.10.2002 Полётное
123 Шаргин Ю.Г. Россия ........2004 Полётное
124 Котов О.В. Россия ........2007 Полётное
125 Волков С.А. Россия ........2008 Полётное
126 Кононенко О.Д. Россия ........2008 Полётное
127 Романенко Р.Ю. Россия ........2009 Полётные
128 Сураев М.В. Россия ........2009 Полётное
129 Скворцов А.А. Россия ........2010 Полётное
130 Корниенко М.Б. Россия ........2010 Полётное
131 Скрипочка О.И. Россия ........2010 Полётное
132 Кондратьев Д.Ю. Россия ........2010 Полётное
133 Самокутяев А.М. Россия ........2011 Полётное
134 Борисенко А.И. Россия ........2011 Полётное
135 Шкаплеров А.Н. Россия ........2011 Полётное
136 Иванишин А.А. Россия ........2011 Полётное
137 Ревин С.Н. Россия ........2012 Полётное
138 Новицкий О.В. Россия ........2012 Полётное
139 Тарелкин Е.И. Россия ........2012 Полётное
 

 

    Примечания:
    Жирным шрифтом выделены номера удостоверений, данные по которым получены от космонавта или членов его семьи.
    * - по данным спортивного комиссара Н.Бодина.
    Удостоверение А.Елисеева, предположительно имеет № 015, а Е.Хрунова - № 016.
    В графе «В полёте» указано какие удостоверения были в космических полётах - Полётное, а какие нет.
    Подавляющее большинство удостоверений находится на хранении у космонавтов. Удостоверения Г.Шонина, В.Волкова, Ю.Малышева находятся в музее Дома космонавтов Звёздного городка.

Часть 1. Удостоверения ВВС
Часть 3. Удостоверения ЦПК

Сергей Шамсутдинов (г. Москва),
редактор журнала «Новости космонавтики»,
spaceshams@mail.ru
Петербургский коллекционер, 2013, № 1 (75).

Статья предоставлена автором и размещена с его разрешения.

Компьютерная обработка AVV.

 Назад