Шаттлонавты

    Недавно в «7 днях» была опубликована содержательная и интересная статья д-ра А.Эдельмана о космической системе многоразового использования «Спейс Шаттл». В нынешнем году исполнилось 20 лет со дня первого полета американского космоплана. Мне хотелось бы дополнить материал г-на Эдельмана рассказом об астронавтах, испытывавших крылатый космический корабль.

    Первые 4 экипажа для испытательных полетов на шаттле были назначены 16 марта 1978 г., на следующий день об этом объявили в прессе. В экипаж для самого первого полета вошли Джон Янг (командир) и Роберт Криппен (пилот). Дублирующий экипаж составили Джо Энгл и Ричард Трули. Выполнить первый полет намечалось весной 1979 г.
    Разумеется, Джон Янг был «топ-астронавтом» США, и поэтому конкурентов на командирское место в новом крылатом корабле у него не было. Самой важной персоной при назначении экипажей является шеф Офиса астронавтов, и именно тут у Янга было меньше всего проблем. Джон шутил, что видит шефа астронавтов всякий раз, когда бреется перед зеркалом в ванной, – он сам и был руководителем Офиса. (Эта должность анaлогична командирy отряда космонавтов в России). Но, разумеется, дело не в этом – просто не было, пожалуй, в НАСА астронавта заслуженнее и преданнее своей профессии.
    Джон Янг был одним из 9-ти астронавтов 2-го набора НАСА, зачисленных в отряд в сентябре 1962 г. Из своего набора он полетел первым. Ему вместе с Гасом Гриссомом доверили испытать в полете новый двухместный космический корабль «Джемини-3». 5-часовой полет, состоявшийся 23 марта 1965 г., возможно, более всего запомнился пресловутым «сэндвичевым инцидентом». Янг без разрешения пронес в кармане скафандра на борт «Джемини» сэндвич с говядиной и на орбите предложил изумленному командиру Гриссому подкрепиться. За три витка астронавты съели половину сэндвича.
    За внешне безобидной выходкой Янга стояла определенная опасность: крошки хлеба, разлетевшись в невесомости, могли попасть в легкие астронавтов и в бортовую аппаратуру. Поэтому Янгу было сделано серьезное внушение. Более того, шум вокруг «контрабанды» достиг Конгресса, где законодатели были возмущены: «Если НАСА не способно проконтролировать двух астронавтов, как оно собирается контролировать расходование пяти миллиардов бюджетных денег?». Пришлось администратору (директору) НАСА Джеймсу Уэббу пообещать конгрессменам, что ничего подобного не повторится.
    Второй раз Янг полетел на «Джемини-10» в июле 1966 г. В этом полете он и Майкл Коллинз стыковались с ракетой-мишенью «Аджена-10» и сближались с ракетой «Аджена-8». Коллинз дважды выходил в открытый космос.
    В третьем полете Янг попал в необычную «субординационную ситуацию» – побывав уже командиром корабля, в экипаже «Аполло-10» он стал подчиненным! В качестве пилота командного модуля он, оставаясь в одиночестве на лунной орбите, ждал своих коллег – Тома Стаффорда и Юджина Сернана, пока они снижались над поверхностью Селены, испытывая лунный посадочный модуль. Это была генеральная репетиция высадки на Луну.
    В мае 1969 г. Янг только кружил вокруг Луны, но 21 апреля 1972 г. он сам ступил на ее поверхность, посадив посадочный модуль «Орион» в холмистом районе на равнине Декарта. Уже тогда обозначилось «шаттловское будущее» Янга: Конгресс США одобрил программу создания «Спейс Шаттла» именно тогда, когда он шагал по Луне и позировал для самого памятного лунного фото, салютуя американскому флагу. Кэпком (оператор связи) Тони Энгланд радировал с Земли: «Кажется, у нас есть удачный момент для кое-каких хороших новостей…». Янг ответил: «О’кей», и Энгланд передал: «В Палате представителей вчера прошел космический бюджет, 277 голосов против 60-ти, включая голосование за ”Спейс Шаттл”». Янг с Чарли Дьюком хором ответили с Луны: «Прекрасно! Чудесно!».
   
    * * *
   
    Своим пилотом Янг выбрал Роберта Криппена, который, формально говоря, был новичком, поскольку в космос до того не летал. Перед тем, как стать астронавтом НАСА, он был отобран для полетов на пилотируемую орбитальную лабораторию ВВС (MOL). Орбитальную станцию MOL планировалось построить на основе корабля «Джемини» и использовать в качестве военного наблюдательного поста на орбите. Программа создания MOL была отменена из-за «важных военных приоритетов» (читай – войны во Вьетнаме), а также потому, что выяснилось, что автоматические спутники «Ки Хоул» могут превосходно работать без экипажа. После отмены MOL большинство военных астронавтов было переведено в НАСА.

    Запасной экипаж «Колумбии» включал астронавтов Джо Энгла и Дика Трули.
    До поступления в НАСА в 1966 г., Энгл был летчиком-испытателем сверхскоростного ракетного самолета Х-15. Он получил нагрудные «Крылья астронавта ВВС» за полеты на высоту более 50 миль (80 км). Став астронавтом НАСА, Энгл дублировал пилота лунного модуля «Аполло-14», а потом его назначили основным пилотом лунного модуля на «Аполло-17». Однако ему не повезло: 7-ю экспедицию на Луну («Аполло-18»), в которой должен был участвововать геолог Гаррисон Шмитт, отменили из-за бюджетных ограничений. Но послать ученого на Луну было совершенно необходимо, и Энгла заменили Шмиттом в экипаже «Аполло-17».
    Джо Энгл был «выбит из седла» и воспринял это тяжело, но, к своей чести, не вынес обиду на публику. Перед ним стоял непростой выбор: либо место на «Аполло», летящем на стыковку с «Союзом», либо участие в новаторской работе над созданием будущего космоплана – «Спейс Шаттла» – с перспективой через несколько лет на нем полететь. Энгл выбрал второе и стал летчиком-испытателем НАСА.
    В 1977 г. Джо Энгл и Ричард Трули выполнили несколько испытательных полетов на «Энтерпрайзе» – прототипе шаттла для атмосферных испытаний. Энгл был единственным в истории астронавтом-новичком, назначенным командиром шаттла (если у кого повернется язык назвать новичком человека, летавшего на Х-15).
    Дик Трули прошел тот же путь, что и Боб Криппен – в НАСА он попал из программы MOL. Трули был кэпкомом, давшим добро на стыковку «Аполло» с «Союзом». Прототипу шаттла – «Энтерпрайзу», который он испытывал, – дали имя в честь звездолета из фантастического сериала «Звездный путь», но для Трули в этом названии было много личного – с авианосца «Энтерпрайз» он летал, будучи пилотом реактивного палубного самолета.
   
    * * *
   
    Первый полет космоплана «Колумбия» (он обозначался вначале OFT-1, потом ему дали привычное обозначение STS-1) планировался на 1979 г., но в конечном итоге из-за различных проблем срок запуска «сполз» на апрель 1981 г.
    Как повелось в НАСА, экипажи «Джемини» и «Аполло» имели собственные экипажные эмблемы. Вначале не предполагалось, что экипажи шаттла будут носить собственные нашивки. Для них была разработана треугольная нашивка общего типа.
    Однако Янг, заупрямившись, пожелал иметь собственную нашивку. Его упорство сработало – штатный художник-косминист НАСА, знаменитый Боб МакКолл, разработал эмблему STS-1, изображающую стартующий шаттл со шлейфом пламени. Так не пресеклась традиция космических эмблем – благодаря настойчивости и романтизму Янга.
    Мало того, буквально за неделю до полета Янг стал требовать, чтобы американский флаг, нашитый на его и Криппена скафандры, увеличили в размерах. В НАСА существовал стандарт, в соответствии с которым «в целях соблюдения баланса, размеры эмблемы флага должны соответствовать размерам эмблемы полета, нашитой на костюм астронавта». Но отбиться от Янга инструкцией не удалось. «Соединенные Штаты больше, чем программа полета», – заявил он, и с ним вынуждены были согласиться.
    Запуск «Колумбии» неоднократно откладывался, экипаж STS-1 тренировался около четырех лет, вместо двух запланированных вначале. Они шутили, что скоро вместо «Янг и Криппен» их станут называть «Олд и Крипплд» («Старый и Покалеченный»).
    За 105 дней до запуска, 29 декабря 1980 г., черно-белая «Колумбия», прикрепленная к гигантскому белоснежному баку, медленно и торжественно была вывезена на стартовую площадку 39А, с которой до того стартовали лунные ракеты. (47-метровый бак для горючего и окислителя только в первом и втором полетах был выкрашен белой краской. Потом поняли, что одноразовому баку красивая окраска совершенно не обязательна, и перестали красить его совсем, увеличив грузоподъемность более чем на 270 килограммов – столько весила краска).
    Янг, прилетев на мыс Канаверал, сказал репортерам, что раньше всегда приезжал на космодром с минимальным запасом белья, и после многочисленных переносов старта всегда оказывался без чистой рубашки. «Но теперь все будет по-другому. Я привез с собой белья на целый месяц… чтобы хватило до старта в пятницу!». И Джону удалось обмануть судьбу – старт был отложен всего один раз. В пятницу, 10 апреля выявились неполадки в запасном компьютере, и астронавты вернулись из корабля обратно.
    «Колумбия» стартовала в воскресенье, 12 апреля 1981 г., ровно в 7 часов утра. (В этот день в СССР отмечали 20-летие полета Ю.Гагарина). До полета командиру «Колумбии» часто напоминали, что при старте шаттл будет заправлен 6-7 тысячами фунтов топлива для основного двигателя. На это Янг как-то заметил: «Ну конечно, совсем не хотелось бы оказаться без бензина на полпути».
    Во время старта пульс у новичка Криппена подскочил до 135 ударов в минуту, а у опытного Янга только до 85. Многие посчитали, что на видевшего всё и вся Джона взлет не произвел особого впечатления, но позже он шутливо признался: «Нет, ребята, вы не поняли. Я тоже был в восторге, но быстрее не получилось».
    Шаттл – сложнейший летательный аппарат из когда-либо созданных человеком, и впервые в истории новый космический корабль отправлялся с экипажем без предварительных беспилотных проверочных запусков – настолько высока была увереность в надежности «Колумбии».
    Первый из кораблей типа «Спейс Шаттл» продемонстрировал в ходе полета практически полную безупречность работы всех своих систем. Астронавты в течение всего полета, проходившего на высоте 240-275 км, проверяли надежность дверей грузового отсека, бортовые компьютеры, показания приборов, ракетные двигатели системы орбитального маневрирования и т.д. Семь с половиной часов они проспали и остались очень довольны отдыхом в просторной кабине корабля.
   
    * * *
   
    Через 51 час 45 минут после старта «Колумбии» створки дверей грузового отсека были закрыты. Вскоре после этого пилоты развернули корабль хвостом вперед, и через 20 минут над Индийским океаном его основные двигатели включились, проработав две с половиной минуты на торможение. На высоте 120 км на скорости в 24 «Маха» дельтакрылый корабль вошел в атмосферу.
    Покрыв за 32 минуты более 7000 км, «Колумбия» после 55-часового пребывания в космосе спланировала на посадку, подобно самолету со скоростью 340 км/ч. Янг идеально точно посадил 88-тонный аппарат на дно высохшего озера в районе военно-воздушной базы Эдвардс, наподалеку от Лос-Анджелеса в штате Калифорния. За время полета «Колумбия» сделала 37 витков вокруг Земли, пролетев более миллиона миль.
    После полета его спросили, какая посадка показалось ему более мягкой: его четыре приводнения или приземление на колеса? Янг ответил: «Посадка на землю намного мягче, чем приводнение, – и при этом не нужно куда-то плыть».
    После STS-1 Джон продолжал работать в качестве шефа Офиса астронавтов. Он совершил свой шестой полет на той же «Колумбии» в 1983 г. по программе миссии STS-9. В этом полете на шаттле впервые была установлена научная лаборатория «Спейслэб» и вместе с американцами на орбите работал физик из ФРГ Ульф Мербольд. Янг слетал бы и в седьмой раз, он уже тренировался с экипажем «Атлантиса», готовясь вывести на орбиту космический телескоп «Хаббл». Но разразилась катастрофа «Челленджера» и полет был отложен.
    После катастрофы Янг, как командир отряда астронавтов, потерявший своих людей, повел себя так, как подсказывала совесть. Он подверг руководство агентства беспрецедентной критике. «Постоянное стремление во что бы то ни стало выдерживать напряженный график полетов, увеличить число запусков постоянно вступало в противоречие с соображениями безопасности», – писал он, анализируя предыдущие полеты. Его нелицеприятные высказывания попали в прессу, и менеджеры НАСА затаили обиду. В 1990 г. на запуск «Хаббла» «Атлантис» повел не Янг, а Лорен Шрайвер. Вскоре Янг потерял и свой пост шефа Офиса астронавтов, но из НАСА не ушел – страсть к полетам пересилила!
    Как это ни невероятно, Янг по сей день сохраняет летный статус, продолжая летать на реактивном самолете Т-38, и, формально говоря, все еще может быть назначен командиром шаттла, хотя непохоже, что это когда-либо случится. Когда НАСА решило послать в полет 77-летнего Джона Гленна для проведения геронтологических исследований, многие спрашивали, есть ли у Янга шанс полететь тоже. Но у администратора НАСА Дэна Голдина всегда был наготове ответ: «Чего проще, Сюзи Янг грозится убить меня, если я когда-либо позволю назначить Джона в экипаж шаттла!».
   
    * * *
   
    Боб Криппен после STS-1 был назначен в STS-7 (на «Челленджере»), став первым астронавтом, совершившим 2 полета на шаттле. В 1984 г. он в течение полугода дважды слетал на орбиту: исследовалось, насколько быстро может восстановиться астронавт между двумя полетами. В свое время Криппен по программе военно-космической станции MOL готовился стартовать с базы Ванденберг в Калифорнии. После отмены MOL эта стартовая площадка была переделана под шаттл. Криппен возглавил экипаж миссии для сверхсекретного полета с космодрома Ванденберг – ровно через 20 лет после отбора в программу, но планы использования Ванденберга рухнули после катастрофы «Челленджера». Криппен стал менеджером шаттла в Космическом центре Кеннеди во Флориде, а потом и директором Центра. Позже он ушел из НАСА, чтобы стать президентом компании «Тайокол», изготовляющей твердотопливные ускорители для шаттла.
    После STS-1 экипаж дублеров, Джо Энгл и Дик Трули, совершил второй полет на «Колумбии», STS-2, продолжительностью более двух суток.
    После этого полета Энгл 9 месяцев работал менеджером в штаб-квартире НАСА. Он вернулся к активному статусу для командования миссией 51I, в которой было запущено три спутника, а другой спасен на орбите. Он уволился из ВВС и НАСА в 1986 г., потому что отныне мог потерять в деньгах, если бы оставался в активном статусе.
    Энглу присвоили звание бригадного генерала Резерва ВВС. Он стал менеджером маленького офиса в Космическом Центре Джонсона, который помогал ученым из военных организаций запускать эксперименты на шаттле. В офисе было только 3 человека без всяких секретарш, так что Энгл сам отвечал на телефонные звонки и принимал сообщения. Его сослуживец, подполковник Джим МакЛерой шутил, что он единственный подполковник в ВВС, имеющий бригадного генерала в качестве секретаря!
    Дик Трули после STS-2 участвовал в миссии STS-8, в ходе которой «Челленджер» первым из шаттлов взлетал и садился ночью. Он покинул НАСА, став главой Космического командования ВМС, где отвечал за все космическое во флоте: спутники, науку и наземные центры и дослужился до вице-адмирала. После катастрофы «Челленджера» Трули, как опытного администратора, пригласили на пост директора НАСА (впервые на этой должности оказался экс-астронавт).
    На сегодняшний день из всей четверки в строю остается лишь неутомимый 71-летний Джон Янг. (Сороковой год пребывает он в отряде астронавтов – это абсолютный мировой рекорд!). Недаром про Янга говорят: «Джон был, есть и всегда будет астронавтом». Украинский космонавт Ярослав Пустовой рассказывал автору этих строк, что Янг ориентируется в шаттле вслепую, и когда он тренируется, многие молодые астронавты с удовольствием приходят посмотреть и поучиться у Мастера. На предложение написать мемуары Янг недавно ответил: «Что вы, я слишком молод для этого».
   
    P.S. Когда работа над этим материалом была уже завершена, пришло сообщение, что 11 ноября на торжественной церемонии, состоявшейся на мысе Канаверал, имена Роберта Криппена, Джо Энгла и Ричарда Трули занесены на скрижали «Зала славы астронавтов» США. Впервые к списку из 44-х самых прославленных покорителей космоса добавились астронавты, летавшие на многоразовом корабле. Джон Янг был «введен» в «Зал славы» еще в 1993 г.
   

(С использованием данных И.Лисова, К.Лантратова, В.Лукашевича, В.Семенова, М.Кассутта)


Леон Розенблюм,
Новости недели
(Израиль), 07.02.2002

Оригинальный текст и иллюстрации предоставлены автором и используются с его разрешения.

Последнее обновление: 13.04.2004