Спор главных конструкторов

  - Через два месяца праздник, и американцы снова полетят, а мы? Что сделали мы? А представьте себе картину октября 67-го. И я прошу это понять! Все личное и пристрастия надо зажать!
  Министр обороны СССР Д.Ф. Устинов.
Стенограмма одного из кремлевских заседаний.
Январь 1966 г.
   
   
1. У истоков звездного пути
   
    Официальная пресса Советского Союза конца 60-х годов XX века наперебой убеждала весь мир в том, что в СССР никогда не планировали отправить человека на Луну. При этом выдвигался следующий основной аргумент: для того, чтобы побывать на поверхности спутника нашей планеты, произвести там научно-исследовательские работы и взять образцы грунта, необязательно рисковать жизнью человека. С такой задачей вполне мог справиться и автомат. Многолетняя история создания и отправки на Луну космических автоматических станций серии «Луна» вроде бы подтверждает справедливость этих слов.
    Однако стоит поближе ознакомиться с космическими программами Советского Союза тех лет. Наиболее крупная и долгосрочная из них носила название «Лунная программа СССР».
    К 1966 году уже шесть американских аппаратов «Рейнджер» разбились о лунную поверхность. Но и у нас дела шли неважно. Вся эта история очень напоминает мексиканский сериал, т.е. с многолетней потерей памяти и узнаванием своих детей через 20 лет.
    Из многих биографий Главного конструктора космических систем мы знаем, что он мечтал не только о выходе человечества в космос, но и о полете к другим планетам. Знаем и то, что в отличие от многих фантазеров Королев умел доводить свои проекты до жизни. Первого, то есть космического, старта он добился. А второго? Неужели Сергей Павлович обошел вниманием ближайшее к Земле небесное тело, скромно ограничившись запуском к нему автоматических аппаратов?
    Создатель первых в мире космических кораблей был, безусловно, честолюбив. Однажды Сергею Павловичу представили график с оптимальными датами стартов к Луне, Венере, Марсу, другим планетам. Королев сказал: «Хорошо бы пройтись по всему этому фронту и везде оказаться первым». Будучи всю жизнь строго засекреченным, даже на приемах в Кремле он был вынужден снимать звезды Героя Социалистического Труда, а в газетах подписывался псевдонимом. Честолюбие Королева - это страстное желание сделать уникальную машину непременно первым, осуществить небывалый проект раньше всех.
    Все уходит своими корнями в историю. В 1945 году Королева с группой специалистов направили в Германию для изучения немецких разработок по Фау-2. Сергей Павлович жил в Бляйхероде на брошенной вилле штурмбанфюрера СС Вернера фон Брауна. Браун и его учитель - конструктор Герман Оберт руководили военным исследовательским ракетным центром в Пенемюнде. Фау-2 несла тонну взрывчатки на расстояние 320 километров. Способность набирать высоту 160 километров сделала ее первой ракетой, достигшей космоса. Начиная с 1944 года Фау бомбили Лондон и Париж. Готовился ракетный удар и по Нью-Йорку. Обслуживали ракеты заключенные концлагеря. Это была опасная работа - Фау часто взрывались прямо на старте.
    После войны Браун и Оберт возглавили американские проекты, а в СССР два конструктора - Королев и Глушко работали над проектом баллистической ракеты, способной доставить туда - за океан - атомный заряд.Времени было, как водится, в обрез, и решили не мудрить. Взяли четыре ракеты Фау, привинтили к пятой, увеличенной по размеру, и получилась ракета Р7 - первая ласточка атомной войны. Дело было новое, и от немецкой технологии постарались далеко не отходить. Шаг влево, шаг вправо были чреваты авариями и задержками. А задержки и тем более аварии были чреваты большими неприятностями.
    21 августа 1957 года изделие 8К71, оно же Р7, совершило первый удачный полет. Инженерная мысль, поставленная на защиту государственных интересов, совершила чудо. К концу 50-х годов каждая сверхдержава имела на своем вооружении ракеты огромной мощности. Лишь потом было замечено, что мощность ракет вполне достаточна для того, чтобы эти ракеты были модифицированы в космические.
    4 октября 1957 года прозвучали позывные «Спутника-1», выведенного носителем Р7.
    1 февраля 1958 года стартовал американский «Эксплорер-1» с помощью носителя «Джуно-1». Эта ракета, впоследствии называвшаяся «Юпитер-С», была создана коллективом, возглавляемым фон Брауном. А прототипом ее стала боевая ракета «Редстоун» - новая версия Фау.
    Тут надо углубиться в некоторые технические вопросы. На королевской «семерке» были установлены четыре кислородно-керосиновых двигателя РД-107 и один РД-108 тягой по 102 тонны (в пустоте), разработанные В.П. Глушко. И Королев, и Глушко могли претендовать на роль пионеров практического ракетостроения: один в начале 30-х годов организовал в Москве Группу изучения реактивного движения, другой в то же время в Ленинграде - Газодинамическую лабораторию. Между ними существовала конкуренция даже по части служебных автомобилей. У одного - «Чайка», зато у другого - «Шевроле-каприз»! Так вот, Королев и Глушко в тот период придерживались противоположных взглядов на перспективы ракетных двигателей. Оба понимали, что керосин и кислород не смогут удовлетворить растущие потребности техники. Тонна водорода при сжигании выделяет в три раза больше тепла, чем тонна керосина. Скорость реактивной водородно-кислородной струи - 4, 5 километра в секунду против 3-х километров у керосина с кислородом.
    Концепция Глушко в тот период была прямо противоположной. Поскольку водород при нормальных условиях представляет собой газ, применять его можно, как и кислород, только в сжиженном состоянии. К сожалению, водород - низкокипящая жидкость с температурой кипения всего 20К, т.е. минус 253°С, что, понятно, вовсе не украшает его в качестве ракетного топлива.
    Однако не этот недостаток водорода оказывается наиболее существенным. Водород представляет собой исключительный в ракетной технике случай, когда даже большое превосходство в удельном импульсе, примерно 30% по сравнению с керосином, тускнеет и отступает на второй план в связи с чрезвычайно малой плотностью: водород в 15 раз легче воды! Потребуются огромные баки, и не простые, а криогенные.
    В те годы жидкий кислород уже получил широкое распространение в разных отраслях техники. Было налажено промышленное его производство из атмосферы путем охлаждения до температуры минус 183° С и ниже. Совсем другое дело - жидкий водород. Тут нужно создавать новое дорогостоящее криогенное производство. Кстати сказать, это производство требует большой затраты электроэнергии - на 1 тонну водорода примерно 14-20 тыс. кВт.ч, тогда как для жидкого кислорода соответствующее значение равно всего 1200 кВт.ч.
    В 60-е годы Глушко неоднократно подчеркивал, что водород бесперспективен в ракетной технике. Было у него и еще одно соображение, пожалуй, самое серьезное.
    Нельзя долго держать снаряженной, готовой к пуску ракету, двигатель которой работает на жидком кислороде, а тем более жидком водороде. Приходится заправлять такую ракету непосредственно перед стартом. Ну а как быть в тех случаях, когда на ракете должен сохраняться запас топлива, например, для посадки на планете - месте назначения - и обратного взлета с нее?
    Очевидно, для такой цели кислород с водородом могут оказаться непригодными - к тому моменту, когда они понадобятся, в баках уже не останется ни капли. Понятно, что это относится и к другим криогенным, т.е. низкокипящим ракетным топливам. Правда, с помощью хорошей теплоизоляции эти потери на испарение можно существенно уменьшить.
    Глушко полагал, что лучшими топливными компонентами в ракетостроении окажутся азотная кислота НNО3, тетраксид азота N2O4, и несимметричный диметилгидразин, он же гептил - (CH3)2NNH2. Как ни хороша королевская «семерка», а использовать ее как боевую межконтинентальную ракету для атомного удара неэффективно. Недопустимо тратить драгоценное время на заправку баков, когда счет идет на секунды. Ракета с криогенными компонентами требует сложных вспомогательных установок для их производства и хранения в непосредственной близости и, соответственно, многочисленного обслуживающего персонала. Такую ракету невозможно перевозить с места на место, она как бы привязана к пусковому устройству.
   
   
2. Через тернии к звездам
   
    22 июня 1957 года произошло первое и успешное испытание первой ракеты средней дальности Р-12, по американской терминологии СС-4, на гептиле. Новые конструктивные решения позволили разработать и в дальнейшем распространить во всей серии будущих боевых ракет принципиально новое решение -хранение ракет в постоянной боевой готовности в шахтных пусковых установках, что значительно повышало защищенность ракетных комплексов. В конструкторском бюро М.К. Янгеля в 60-х годах начинаются работы по созданию первых, полностью мобильных баллистических ракет. Новинкой подвижного комплекса стал транспортно-пусковой контейнер. Был применен «минометный старт» - ракета вылетала из контейнера, а ее двигатели пускались уже в полете. Такой тип старта был настолько новым и необычным, что многим казался рискованным. В США такую задачу решили только через пять лет.
    Технические характеристики гептиловых двигателей Глушко были очень хороши, они пошли в серию, их стали устанавливать на боевых ракетах, обеспечивших безопасность страны. Но это крайне ядовитое вещество - яд пятой степени - гораздо токсичнее иприта, одного из наиболее сильных отравляющих веществ. Были многочисленные случаи отравления технического персонала, хотя даже шоферы пользовались противогазами.
    Люди, отравившиеся гептилом, становились синими. Королев категорически возражал против его использования в пилотируемой космонавтике.
    24 октября 1960 года, во время выполнения предстартовых работ, примерно за 15 минут до намеченного первого испытательного пуска «Изделия 8К-64» - ракеты Р-16 (СС-7), первой межконтинентальной ракеты Янгеля, произошел несанкционированный запуск двигателей второй ступени, и 160 тонн гептила взорвались на стартовой площадке.Несоблюдение техники безопасности, прежде всего самим первым командующим Ракетными войсками стратегического назначения маршалом Неделиным, привели к гибели в огне 76 человек. Не воспользовавшись укрытием в 2-х километрах от стартового стола, он сел в открытом командном пункте: «Я уверен, выйдете посмотрите». Вместе с ним сгорела большая группа ведущих специалистов янгелевского КБ. Впоследствии в госпиталях из-за ожогов и отравлений скончались еще 16 человек. Сам Янгель и несколько человек, отошедших в сторону покурить, остались живы.
    Эта авария, хотя и не имела прямого отношения к проблеме токсичности, подчеркивала важность безошибочного обращения с топливом и точность его выбора. Видимо, при ином топливе жертв в той крупнейшей в истории космонавтики трагедии было бы меньше.
   
«12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту.
Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Союза Советских Социалистических Республик, летчик, майор Гагарин Юрий Алексеевич. Старт космической многоступенчатой ракеты прошел успешно, и после набора первой космической скорости и отделения от последней ступени ракеты-носителя корабль-спутник начал свободный полет по орбите вокруг Земли...»
Заявление ТАСС
   
    5 мая 1961 года капитан III ранга военно-морского флота США Аллан Шеппард стал вторым человеком, побывавшим в космосе. Капсула «Свобода-7» с Шеппардом на борту, выводимая «Редстоуном», поднялась на высоту 187 километров, после чего приводнилась в Атлантическом океане. Весь полет занял 15 минут, 5 из которых астронавт находился в состоянии невесомости.
    25 мая 1961 года президент США Джон Фитцджеральд Кеннеди направил конгрессу историческое послание: «Я убежден, что наш народ должен посвятить себя высокой цели высадки на Луну человека до конца этого десятилетия...»
    Это был сильный ход. Будь космическая гонка шахматной партией, в ее записи на этом месте можно было бы поставить восклицательный знак.
    США, уступившие дебют Советскому Союзу, жаждали убедительного реванша. Выпуклая идея величия американского духа была связана с покорением земного спутника.
    Но мы не собирались уступать. Лунная ракета Н1, создававшаяся на куйбышевском объединении «Прогресс», должна была и на этот раз обогнать американцев. Расчеты показывали: для полета человека на Луну и обратно потребуется носитель, способный вывести на опорную околоземную орбиту нагрузку 100 тонн. Непримиримые расхождения корифеев отечественной космонавтики касались не только топлива. Не желая оставаться в стороне от престижного проекта, Глушко предложил приступить к разработке носителя промежуточного типа. В 60-х годах в одном из писем он обращается к Королеву: «Представляется крайне своевременным безотлагательно начать разработку носителя на базе модифицированной ракеты Р7. Иное решение ставит под удар приоритет и престиж Советского Союза в деле завоевания космоса». На это Королев ответил: «Делать какой-либо промежуточный вариант тяжелого носителя вместо Н1 нецелесообразно, так как это отвлечет силы от основной задачи. Самой же основной задачей расширения космических исследований является скорейшее создание объекта Н1, и отвлекаться от этой задачи не следует».
    Общий язык найти не удавалось, и Глушко предложил сотрудничество Челомею, также переживавшему в тот момент не лучшие времена. В результате в Москве, на предприятии в Химках, была создана гептиловая машина УР-500, «Протон», грузоподъемностью 20 тонн (Р7 - от 5 до 7 тонн), которая и по сей день используется для запусков орбитальных станций и межпланетных аппаратов.
    Двигатель - это сердце ракеты. Если он хорошо отлажен, то и множество других ракетных систем «дышит свободно». Если барахлит - жалуются на «нездоровье» сотни блоков и узлов. Создать новый двигатель, который был бы сильнее прежнего в полтора десятка раз, могли на тот момент в единственном на всю страну КБ В.П. Глушко. Но Валентин Петрович бойкотировал проект Н1, и Сергей Павлович оказался без двигателей для своей ракеты. Ситуация тупиковая. В свое время и Королев, и Глушко (хотя и менее жестоко) подвергались репрессиям. Так вот, в период острых и безысходных разногласий Главных конструкторов, как свидетельствуют очевидцы событий, многие с сожалением вспоминали Сталина, при котором артачиться было невозможно.
    Пришлось Королеву в срочном порядке искать других двигателистов. В 60-х годах происходило сокращение стратегической авиации - на смену бомбардировщикам приходили ракеты. Многие заводы лишались заказов; выручая друг друга, начали сотрудничество КБ С.П. Королева и КБ Н.Д. Кузнецова в Куйбышеве, где разрабатывались двигатели для многих типов самолетов, в том числе для ТУ. В сжатые сроки, во многом благодаря председателю Куйбышевского совнархоза В.Я. Литвинову, были выделены необходимые производственные мощности на объединении «Прогресс». На космический заказ работали 28 предприятий. На многих провели коренное техническое перевооружение. Ряд заводов в Куйбышевской области был построен специально для обеспечения всем необходимым Н1. Именно с тех пор Самара, а тогда еще Куйбышев, стала одной из космических столиц России.Именно с тех пор начинается история ракетных двигателей «НК» - Николай Кузнецов.
   
   
***
   
    Второй запуск Н1 был назначен на 3 июня 1969 года в 23 часа 16 минут по московскому времени. Старт Н1-5Л относительно расчетного времени прошел точно. При выходе двигателей блока «А» на режим за 0, 25 секунды до отрыва от стартового стола взорвался периферийный двигатель N 8. Остальные двигатели некоторое время работали, и ракета взлетела. Она успела вертикально взлететь на 200 метров - и началось отключение двигателей. За 12 секунд были отключены все двигатели, кроме одного - N 18. Единственный работающий двигатель начал разворачивать ракету вокруг поперечной оси. На 15-й секунде сработали пороховые двигатели системы аварийного спасения, раскрылись створки обтекателя, и спускаемый аппарат, оторванный от носителя, улетел в темноту.
    На 23-й секунде ракета плашмя упала на старт. Последовала серия сильнейших взрывов.
    Белым пламенем горели 2500 тонн керосина и кислорода, освещая ночную степь на десятки километров. Жители города Ленинска в тридцати пяти километрах от старта наблюдали яркое зарево, содрогаясь от страшных мыслей. Там, на старте, были родные и близкие. Под ударами взрывных волн вылетали стекла не только в близлежащих к старту зданиях, но и в жилом городке 113-й площадки и даже на «двойке» - в шести километрах от старта.
    А ведь это был наш последний шанс... Всего лишь через полтора месяца первый в мире человек ступил на поверхность Луны. Мы опоздали...
   
   
   
3. Битва гигантов
   
    Эффективность водородных двигателей резко снижается в атмосфере, поэтому на первой ступени Королев не предполагал отступать от традиционного топлива. На вторую и третью ступень хорошо бы поставить водородные двигатели, и Королев начал поиск разработчиков нового направления. Были даны поручения талантливым конструкторам A.M. Люльке и A.M. Исаеву, но к нужному времени успеть они уже не могли. Американцы на своем «Сатурне» пошли этим путем и добились успеха.
    Ракету Н1 называли «последней любовью Королева», ее разработка считалась одним из строжайших секретов космической отрасли, и о ней, естественно, в советской литературе никогда не упоминалось. Однако в век разведывательных спутников многие тайны, сколько их ни храни, всплывают. Так и лунную ракету спрятать от чужих глаз было не проще, чем в курятнике утаить жирафа. Несколько раз в 60-70-е годы гигантская сигара Н1 вывозилась на стартовые позиции Байконура, где ее и сфотографировали всевидящие космические аппараты. Повторилась история с секретами, о которых знает весь мир, но о которых не принято говорить дома.
    Поскольку Кузнецов в принципе не мог «потянуть» на большой ракетный двигатель, а времени уже оставалось в обрез, было решено сконструировать двигательную установку Н1 из большого числа, «пакета», средних двигателей. Это, однако, ставило новую задачу: добиться полной синхронности в работе трех десятков движков. Для этого разрабатывалась специальная система «Корд», которая должна была своевременно отключать забарахлившие двигатели. Проектная мощность двигательной установки предполагала, что из 30 кислородно-керосиновых движков тягой по 150 тонн можно было безболезненно для старта отключить любые три пары. Но если бы задуманное на бумаге удалось осуществить... Для сравнения: фон Браун на «Сатурне-5» оборудовал первую ступень пятью сверхмощными кислородно-керосиновыми двигателями F1 тягой по 700 тонн и расходующими топлива по 3 тонны в секунду каждый.
    Втайне от всего мира, и прежде всего родного советского народа, на Безымянке, на заводе «Прогресс», был построен огромный монтажно-испытательный корпус для 100-метрового «изделия». При создании прежних ракет Королевым было найдено оправдавшее себя решение: сделанные на заводе крупные блоки доставлялись на Байконур, здесь их состыковывали и проверяли. Эта схема неоднократно себя оправдывала и в будущем. Но для Н1 она не была принята - очень уж много крупных блоков везти придется. Собранную и испытанную в Куйбышеве ракету опять разбирали и потом везли по железной дороге. Непосредственно на космодроме, где трудно с кадрами, с бытом, пришлось строить главные части ракеты еще на одном таком же монтажно-испытательном корпусе-близнеце, на том самом, который обрушился в 2002 году...
    Проект первого варианта облета Луны получил название «Л1-Р7». Он был основан на использовании корабля «Восток», в котором к этому времени уже летал Гагарин. Но очень скоро стало ясно, что такой проект не имеет будущего. В противовес лунной программе США надо было разработать более серьезную космическую программу. В 1963 году «Лунная программа СССР» была подготовлена в конструкторском бюро Королева и состояла из пяти этапов.
    Первый этап «Л1» предусматривал пилотируемый облет Луны. Второй этап «Л2» предусматривал доставку на поверхность Луны автоматического аппарата, способного разведать места для будущих посадок пилотируемых аппаратов. Третий этап «Л3» предусматривал посадку на поверхность Луны КК с космонавтами на борту. Дальнейшая работа на Луне разбивалась на два этапа: «Л4» - научные эксперименты на окололунной орбите и «Л5» - научные эксперименты на поверхности Луны.
    Успех капризен: в 1964 г., несмотря на первые космические достижения, стало ясно, что к разработке полетов на Луну в Советском Союзе приступили слишком поздно.
    3 августа 1964 г. к работе подключили Челомея и Глушко с их гептиловой УР-500. Работы по Н1 затягивались, но эта ракета была нужна только для проекта «Л3» - высадка на Луну. Для пилотируемого облета Луны, впритык, впритирку, но хватало мощности УР-500. Рождается проект «ЛК1-УР500К», который должен был состоять из носителя УР-500, он же «Протон», и КК ЛК1. Реализация проекта зашла довольно далеко, в 1965 г. предполагалось изготовить 12 таких аппаратов с первым запуском в 1967 г. ЛК1 имел ту же форму, что и «Аполлон», но был меньших размеров. В октябре 64-го сняли Хрущева, и разработку КК для лунной программы у Челомея опять отобрали. Проект «ЛК1» превратился у Королева в «7К-Л1».
    Первоначально проект «Союз» не предусматривал облет Луны. Но к лету 65-го челомеевский «ЛК-1» был еще в зачаточном состоянии, и «Союзу» отвели ведущее место в лунной программе. Новый проект состоял из трехступенчатой УР-500 с разгонным блоком от Н1 и «Союза 7К-Л1». Королев, не доверяя УР-500, настоял на том, чтобы 7К-Л1 запускался в беспилотном режиме. После этого к нему пристыковывался обычный Союз 7К-ОК» с тремя космонавтами. Два космонавта совершали облет Луны, а третий возвращался в спускаемом отсеке 7К-ОК.
    10 марта 1967 г. - старт первого лунного корабля. Пуск был пробный, беспилотный. КК не выводился на траекторию полета к Луне и не имел спускаемого аппарата для возвращения.
    2 марта 1968 г. - первый облет Луны по проекту «Союз 7К-Л1», официально названный «Зондом-4». При возвращении отказала система управления.
    10 ноября 1968 г. - старт «Зонда-6». Переданы изображения поверхности Луны с диском Земли на заднем плане.
    21 декабря 1968 г. - «Аполлон-8» с астронавтами Борманом, Ловелом и Андерсом отправляется на первый пилотируемый облет Луны. Программа 7К-Л1 теряет свою актуальность. Несмотря на это планируется пуск следующего «Зонда».
    21 февраля 1969 г. - начались летные испытания суперракеты Н1. Через 70 секунд после старта из-за пожара в хвостовом отсеке первой ступени полет прекратился.
    20 июля 1969 г. - Нил Армстронг с «Аполлона 11» делает первые шаги по лунной поверхности.
    Теряет свою актуальность и проект Н1. Опять же несмотря на это идет подготовка к следующему пуску.
    8 августа 1969 г. - первый полностью успешный полет «Зонда-7» по программе 7К-Л1.
    3 июля 1970 г. - во время попытки второго запуска Н1 из-за неисправности кислородного насоса произошел сильный взрыв, разрушивший стартовый комплекс. На его восстановление и подготовку новой ракеты ушло много времени. Трудно, практически невозможно было не имевшему достаточного опыта КБ Кузнецова сразу, без ошибок создать синхронно работающий двигательный комплекс, которого не знало мировое ракетостроение. «Корд» не оправдал надежд, он не обеспечил требуемой синхронности, не успевал отключать дефектные двигатели, которые влияли на всю систему Н1.
    20 октября 1970 г. - полет «Зонда-8». Последний.
    31 октября 1970 г. - проект «Зонд» закрывается. Все запуски отменены.
    27 июня 1971 г. состоялся третий старт Н1. Ракета чуть приподнялась над землей, но из-за потери управляемости по каналу вращения дальнейший полет сорвался, и опять стартовый стол был поврежден.
    Наконец четвертый запуск 23 ноября 1972 г. Все системы заколдованной первой ступени, все двигатели работали нормально, полет продолжался 1 1 2 секунд, но в конце активного участка в хвостовом отсеке возникла неисправность, и полет прекратился. Тем не менее все конструкторы и все службы несказанно радовались. Теперь-то уж ясно - до победы полшага.
    В монтажно-испытательном корпусе Байконура уже были готовы к старту две следующие машины. В августе 1974 года должен был состояться пятый старт, а в конце года - шестой. Шестой и, как считали конструкторы, последний перед принятием ракеты-носителя Н1 в эксплуатацию. Даже самые осторожные умы называли 1976 год как крайний срок, когда новая машина будет полностью отлажена.
    Для всех было полной неожиданностью, когда работы по Н1 были сначала заморожены, а после смены в мае 1974 года главного конструктора - вместо В.П. Мишина назначили В.П. Глушко - и вовсе прекращены. В первый же день новый руководитель королевского КБ объявил Н1 ошибкой, сказал, что он пришел «не с пустым портфелем», и предложил новую концепцию, которая через десять с лишним лет привела к созданию системы «Энергия-Буран» практически той же мощности.
    Такой вот переход. Глушко не испытывал к Н1 и подобия теплых чувств, ведь он, помнится, изначально был против этого проекта, а тут еще «дотягивать чужую машину - на этом славу не заработаешь.
    С высоты сегодняшнего дня, оглядываясь назад, можно сделать вывод, что в том давнем споре двух главных конструкторов прав был все-таки Глушко. Лучший двигателист своего времени, он как никто другой понимал, скольких сил, а главное - времени потребует такой проект, как Н1. Он сделал ставку на «промежуточный носитель» и не прогадал. На сегодняшний день «Протон» - самая мощная ракета в нашем арсенале.
   
   
***
   
    P.S. В 1976 году Н.Д. Кузнецов, обеспокоенный престижем своего КБ, провел в Прибрежном, рядом с Курумочем, стендовые испытания двигателя для Н1. Двигатель без остановки отработал 14000 секунд, а для вывода ракеты на требуемую орбиту требовалось всего 114-140 секунд.
   
   
***
   
    В конце 80-х на московской книжной ярмарке была представлена энциклопедия К.Гэтланда «Космическая техника». Можно было свободно подойти к стенду, полистать это красочное издание. Книга страдала обычным для научно-популярной литературы недостатком: для дилетантов она была сложна, для профессионалов - чересчур банальна. Тем не менее в научных кругах книга вызвала сенсацию. Многие ученые, в том числе самые квалифицированные, специально приезжали на ярмарку, чтобы только полистать энциклопедию.
    Интерес к выставочному экземпляру был вызван только одной причиной. В нем рядом с огромным американским носителем «Сатурн 5», выводившим корабль «Аполлон» на лунную трассу, была воспроизведена аналогичная советская ракета Н1, разработка которой считалась одним из строжайших секретов советской космической отрасли и о которой, естественно, в нашей литературе никогда не упоминалось.
    «Космическую технику» с «необходимыми» сокращениями переиздали в СССР, исключив из текста всякое упоминание об Н1, не говоря уже о полукриминапьном рисунке. Осталось на листе пустое место - гадай, что там было. Повторилась история с секретами, о которых знает весь мир и о которых нельзя рассказывать дома.
   

(В оригинальной версии статья сопровождалась фотографиями, которые, увы, недоступны)

    Подписи к фото:
    - В 60-х годах в одном из писем Глушко обращается к Королеву: «Представляется крайне своевременным безотлагательно начать разработку носителя на базе модифицированной ракеты Р7. Иное решение ставит под удар приоритет и престиж Советского Союза в деле завоевания космоса». На это Королев ответил: «Делать какой-либо промежуточный вариант тяжелого носителя вместо HI нецелесообразно, так как это отвлечет силы от основной задачи. Самой же основной задачей расширения космических исследований является скорейшее создание объекта H1, и отвлекаться от этой задачи не следует». Общий язык найти не удавалось, и Глушко предложил сотрудничество Челомею, также переживавшему в тот момент не лучшие времена. В результате была создана ракета «Протон» (слева). А Королеву в срочном порядке пришлось искать другого двигателиста для H1 (справа). Выбор пал на конструкторское бюро Н.Д. Кузнецова в Куйбышеве.
    - А это плод вдохновения штурмбанфюрера СС Вернера фон Брауна - американская лунная ракета «Сатурн 5». «К черту идеологию, - сказал президент США Джон Кеннеди, - мы не успеваем за русскими. Возьмите Брауна и вытряхните из него все. У нас должна быть ракета».
    - Лебединая песня Сергея Королева - лунная ракета Н-1 должна была и на этот раз обогнать американцев. Изделие собрали и испытывали на куйбышевском объединении «Прогресс». Двигатели для него проектировали на куйбышевском заводе им. Фрунзе, в то время НПО «Труд».
    - Вот они, моторы Николая Кузнецова. Все двигатели всех ступеней ракеты-носителя H1 и его модификаций были его. Основой стали двигатели «НК-9», предназначавшиеся для ракеты «Р-9», но не пошедшие в серию, и «НК-15». Разработка «НК-15» началась в 1952 г., а в 1963-64 гг. уже был готов его полноразмерный макет. С 1963 г. начались полномасштабные испытания новых жидкостно-ракетных двигателей, а с сентября по декабрь 1967 г. предполагалось провести межведомственные испытания двигателей всех четырех ступеней.
   

Сергей Дюкин
Волжская заря (Самара), 6-8.04.2004

Компьютерная обработка AVV.