Хроника подготовки и полёта корабля
«Союз ТМА-15М» (ISS-41S)

15 февраля 2012 года. Появилась информация, что в основной экипаж экспедиции МКС-42/43 включен Юрий Лончаков, однако позднее эта инфрормация не была подтверждена.

10 июня 2012 года. Появилась информация, что в основной экипаж экспедиции МКС-42/43 включены Сергей Залетин, астронавт ЕКА Саманта Кристофоретти и астронавт НАСА Терри Вертц.

8 октября 2012 года Межведомственная комиссия не утвердила планировавшегося к назначению в экипаж командиром Сергея Залетина.

20 декабря 2012 года решением Межведомственной комиссии командиром основного экипажа ТПК «Союз ТМА-15М» (МКС-42/43) и командиром МКС-43 назначен Антон Шкаплеров.

15 августа 2014 года. Утром на железнодорожную станцию Тюра-Там прибыл состав, которым из подмосковного города Королев на космодром Байконур был доставлен ТПК «Союз ТМА-15М». После прохождения необходимых таможенных процедур, состав с кораблем был направлен на площадку 254 космодрома. В этот же день корабль был выгружен из вагона и его установлен на подставку для хранения в чистовом зале монтажно-испытательного корпуса площадки 254 космодрома.

Нажать для увеличенияНажать для увеличения30 октября 2014 года. В Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина основной и дублирующий экипажи 42/43-й длительной экспедиции на МКС приступили к завершению предполетного этапа подготовки в ЦПК – комплексным экзаменационным тренировкам (КЭТ). Комплексную зачетную тренировку на тренажере ТПК «Союз ТМА-М» начал дублирующий экипаж экспедиции: Олег Кононенко, Челл Линдгрен и Кимия Юи. В это время основной экипаж: Антон Шкаплеров, Саманта Кристофоретти и Терри Вертц, приступил к экзаменационной тренировке на российском сегменте МКС. За работу на тренажёрах основной экипаж получил оценку «отлично».

Нажать для увеличенияНажать для увеличения31 октября 2014 года. В Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина основной и дублирующий экипажи 42/43-й длительной экспедиции на МКС продолжили комплексные экзаменационные тренировки (КЭТ). Во второй день экзаменационных тренировок основной экипаж в составе Антона Шкаплерова, Саманты Кристофоретти и Терри Вертца приступил к экзамену на тренажере ТПК «Союза ТМА-М». А дублеры: Олег Кононенко, Челл Линдгрен и Кимия Юи, приступили к сдаче экзамена на тренажере Российского сегмента МКС. За работу на тренажёрах основной и дублирующий экипажи получили оценку «отлично».

7 ноября 2014 года. В монтажно-испытательном корпусе площадки 254 космодрома расчеты предприятий российской ракетно-космической отрасли приступили к подготовке ТПК «Союз ТМА-15М» к заправке его двигательной установки компонентами топлива.
Одновременно на заправочной станции площадки 31 космодрома началась подготовка оборудования и аппаратуры станции к операциям по заправке, а в монтажно-испытательном корпусе специалисты ОАО «РКЦ «Прогресс» начали сборку ракеты-носителя «Союз-ФГ».

Нажать для увеличения11 ноября 2014 года. В 14:00 по московскому времени в аэропорту «Крайний» приземлился самолет ТУ-134 (бортовой номер RF-65150) Центра подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина, который доставил на космодром Байконур основной экипаж ТПК «Союз ТМА-15М» в составе командира корабля Антона Шкаплерова (Роскосмос), бортинженера-1 Саманты Кристофоретти (ЕКА) и бортинженера-2 Терри Вёртса (НАСА). Прилет на Байконур деблирующего экипажа, который должен был вылететь с подмосковного аэродрома Чкаловский через час после основного экипажа, был отлеожен на сутки из-за технической неготовности самолета Ту-134 (бортовой номер RF-65151).

12 ноября 2014 года. В монтажно-испытательном корпусе площадки 254 космодрома Байконур члены основного и дублирующего экипажей ТПК «Союз ТМА-15М» провели первую тренировку, в ходе которой ознакомились с размещением грузов в корабле, проверили работоспособность систем радиосвязи, а также примерили скафандры «Сокол-КВ» и индивидуальные кресела-ложементы, провели тренировки с телефонами «Иридиум» и лазерными дальномерами.
После завершения экипажем тренировки ТПК «Союз ТМА-15М» начали готовить к перевозке на заправочную станцию, где должна пройти заправка компонентами топлива и сжатыми газами баков двигательной установки корабля.

Нажать для увеличения14 ноября 2014 года. Заправленный топливом и сжатыми газами корабль «Союз ТМА-15М» доставлен в МИК КА для проведения заключительных операций подготовки.


Нажать для увеличения15 ноября 2014 года. В соответствии с графиком подготовки сегодня из монтажно-испытательного корпуса площадки 112 специалисты космического центра «Южный» провели транспортировку системы аварийного спасения (САС) ТПК «Союз ТМА-15М» в МИК площадки 31, где будет продолжена её дальнейшая подготовка перед стыковкой с космической головной частью и общей сборкой РКН. В МИК КА проведена стыковка переходного отсека с кораблем «Союз ТМА-15М».


Нажать для увеличения17 ноября 2014 года. В МИК КА выполнена накатка головного обтекателя ракеты-носителя на космический корабль «Союз ТМА-15М».


Нажать для увеличения19 ноября 2014 года. Головной блок ракеты-носителя «Союз-ФГ» с космическим кораблем «Союз ТМА-15М» перевезен из монтажно-испытательного корпуса космических аппаратов в МИК ракет-носителей на общую сборку.


Нажать для увеличения20 ноября 2014 года. В монтажно-испытательном корпусе ракет-носителей завершена общая сборка ракеты-носителя «Союз-ФГ» с головным блоком.


Нажать для увеличения21 ноября 2014 года. Осуществлен вывоз РКН «Союз-ФГ» из монтажно-испытательного корпуса на стартовую площадку. Ракета-носитель «Союз-ФГ» с космическим кораблем «Союз ТМА-15М» установлена на стартовой позиции.


22 ноября 2014 года. На космодроме Байконур состоялось заседание Государственной комиссии, на котором были утверждены составы основного и дублирующего экипажей пилотируемого космического корабля «Союз ТМА-15М» и подтверждена готовность ракетно-космического комплекса к пуску. Рассмотрев итоги подготовки к полёту основного и дублирующего экипажей ТПК «Союз ТМА-15М», Государственная комиссия утвердила их в составе:

Основной экипаж
Шкаплеров Антон Николаевич - командир ТПК «Союз ТМА-15М» (Роскосмос);
Саманта Кристофоретти - бортинженер-1 ТПК «Союз ТМА-15М» (ESA);
Терри Вёртс - бортинженер-2 ТПК «Союз ТМА-15М» (NASA).

Дублирующий экипаж
Кононенко Олег Дмитриевич - командир ТПК «Союз ТМА-15М» (Роскосмос);
Кимия Юи - бортинженер-1 ТПК «Союз ТМА-15М» (JAXA);
Челл Линдгрен - бортинженер-2 ТПК «Союз ТМА-15М» (NASA).

23 ноября 2014 года. На космодроме Байконур состоялось заседание Государственной комиссии, на котором были рассмотрены результаты испытаний на стартовом комплексе РКН «Союз-ФГ», предназначенной для выведения на орбиту ТПК «Союз ТМА-15М» с международным экипажем. Заслушав доклады руководителей работ, Государственная комиссия приняла решение о готовности РКН «Союз-ФГ» с ТПК «Союз ТМА-15М» к заправке компонентами топлива и пуску.
В соответствии с графиком предстартовых работ специалисты предприятий ракетно-космической промышленности приступили к операциям по заправке баков РКН окислителем и горючим.

24 ноября 2014 года. Нажать для увеличения23 ноября 2014 года в 21:01:14 UTC (24 ноября в 00:01:14 мск) со стартового комплекса 17П32-6 [ПУ № 6 площадка № 6] космодрома Байконур расчетами предприятий ракетно-космической отрасли России осуществлен пуск РКН «Союз-ФГ» (11А511У-ФГ) № Г15000-051 [сборочно-защитный блок 11С517А3 № Г15000-071] с ТПК «Союз ТМА-15М» [11Ф732 № 715]. 23 ноября 2014 года в 21:10:02 UTC (24 ноября в 00:10:02 мск) через 528 секунд после старта ТПК «Союз ТМА-15М» штатно отделился от третьей ступени ракеты-носителя и вышел на околоземную орбиту с параметрами:

  • минимальная высота над поверхностью Земли – 199,06 километра;
  • максимальная высота над поверхностью Земли – 242,03 километра;
  • период обращения – 88,63 минуты;
  • наклонение орбиты – 51,64 градуса.

    24 ноября 2014 года. Нажать для увеличения24 ноября 2014 года в 02:48:21 UTC (05:48:21 мск) ТПК «Союз ТМА-15М» успешно пристыковался к малому исследовательскому модулю «Рассвет» российского сегмента МКС. Корабельный люк был открыт в 04:59:56 UTC (07:59:56 мск) и экипаж перешел на борт МКС.

    7 мая 2015 года. Агентство «Интерфакс» со ссылкой на источники в космической отрасли сообщило о планируемом в связи с аварийным запуском «Прогресса М-27М» переносе намеченной на 14 мая посадки корабля «Союз ТМА-15М».

    9 мая 2015 года. Источники в Итальянском космическом агентстве сообщили, что возвращение на Землю экипажа корабля «Союз ТМА-15М» отложено на несколько недель, предвариельно посадка назначена на 13 июня 2015 года.

    12 мая 2015 года. На пресс-конференции в Москве руководитель полета российского сегмента МКС Владимир Соловьев заявил, что Роскосмос планирует перенести посадку экипажа Международной космической станции на июнь.

    18 мая 2015 года. Источник в Центре управления полетами сообщил РИА Новости намечна на 11 июня. Дата и время посадки - 11 июня в 16.40 мск, точный район посадки в Казахстане сейчас рассчитывается. Отстыковка корабля от МКС намечена в районе 12.00 мск.

    9 июня 2015 года. В 18 часов 32 минуты мск, во время планового тестирования радиосистемы сближения и стыковки Международной космической станции и ТПК «Союз ТМА-15М», нештатно запустились (и проработали около30 секунд) двигатели корабля, что привело к незначительному изменению положения МКС. Были приняты необходимые меры для стабилизации МКС. Угрозы экипажу МКС, самой станции и штатному возврату ТПК «Союз ТМА-15М» на Землю нет. Специалисты Роскосмоса определяют причины случившегося, о результатах будет сообщено дополнительно.

    11 июня 2015 года. В 07:04 UTC (10:04 мск) были закрыты люки между МКС и ТПК «Союз ТМА-15М». В 10:20 UTC (13:20 мск) корабль отстыковался от станции и отправился в автономный полет. В 12:51 UTC (15:51 мск) был включен тормозной двигатель, проработавший 4 минуты 40 секунд. Через 22 минуты произошло разделение модулей корабля, и в 13:44:02 UTC (16:44:02 мск) спускаемый аппарат ТПК «Союз ТМА-15М» благополучно приземлился в заданном районе Казахстана в 161 километре юго-восточнее города Джезказгана в точке с координатами 47°20' с.ш., 69°45' в.д. Продолжительность полета составила

    Нажать для увеличения   Нажать для увеличения   Нажать для увеличения   Нажать для увеличения

    12 июня 2015 года. Внезапный запуск двигателей космического корабля «Союз ТМА-15М» [9 июня] произошел из-за ошибки специалистов РКК «Энергия», сообщил журналистам первый заместитель генерального конструктора РКК «Энергия», руководитель полета российского сегмента МКС Владимир Соловьев, передает РИА Новости.