Хроника подготовки и полёта корабля
«Союз ТМА-18М» (ISS-44S)

Первые сообщения о возможном полёте первой после долгого перерыва космической туристки Сары Брайтман появились в 2012 году после прохождления ей медицинского освидетельствования в ИМБП.

10 октября 2012 года на совместной официальной пресс-конференции Space Adventure и Роскосмоса было объявлено о достижении соглашения об организации её 10-дневного полёта на МКС в качестве участника космического полёта в 2015 году пока без привязки к какому-то конкретному кораблю.

6 мая 2013 года на сайте Роскосмоса появилось сообщение о том, что Роскосмос и компания Space Adventure достигли принципиального согласия и приступили к реализации необходимых процедур, касающихся участия британской подданной Сары Брайтман в полёте на МКС. В то же время окончательно в составе экипажа она может быть утверждена лишь после прохождения медицинской комиссии и получения допуска ГМК непосредственно перед подготовкой не ранее середины 2014 года. В случае, если она по каким-то причинам не сможет полететь на МКС в эти сроки, Space Adventure должна представить другого кандидата на полёт, а также объявить её дублёра.

По информации того же периода планировалось, что командиром корабля будет назначен Сергей Волков, а его дублёром - Алексей Овчинин.

28 августа 2013 года ЕКА распространило сообщение о том, что датcкий астронавт Андреас Могенсен получил назначение в экипаж «Союз ТМА-18М» со стартом в сентябре 2015 года и совершит 10-суточный полет во время пересменки экипажей.

Нажать для увеличенияС 20 по 22 января 2014 года Сергей Волков, Андреас Могенсен и инструктор ЦПК С.В.Таланкин принимали участие в автономных комплексных тренировках по действиям в случае аварийной посадки в лесисто-болотистой местности зимой.

27 января 2014 года на заседании Межведомственной комиссии (МВК) Роскосмоса дублером Сергея Волкова был утвержден Олег Скрипочка.

28 апреля 2015 года источник в космической отрасли сообщил телеканалу «Звезда», что Сара Брайтман внезапно прекратила тренировки и покинула Звездный городок.

13 мая 2015 года в фейсбуке Сары Брайтман появилось сообщение о том, что по семейным обстоятельствам она откладывает свои планы отправиться в космос. Таким образом слухи получили подтверждение.

16 мая 2015 года официальный представитель Роскосмоса Игорь Буренков сообщил «Известиям», что российский миллиардер Филарет Ильич Гальчев, бенефициар холдинга «Евроцемент груп», обратился в космическое агентство с просьбой рассмотреть возможность его отправки на МКС в качестве космического туриста.

2 мая 2015 года источник в ракетно-космической отрасли сообщил ТАСС, что в конце мая Межведомственная комиссия утвердит кандидата на полет на корабле «Союз ТМА-18М» вместо британской певицы. По его словам: «Очередная межведомственная комиссия проведет свое заседание в конце мая. Она утвердит третьего члена экипажа сентябрьского запуска, а также утвердит экипажи на март и май 2017 года».

2 мая 2015 годана космодром Байконур доставлен ТПК «Союз ТМА-18М» (11Ф732А47 №718). Для его запуска планируется РН «Союз-ФГ» (11А511У-ФГ №Г15000-054).

22 мая 2015 года агентство ТАСС сообщило, что на следующей неделе (25 - 29 мая) российский бизнесмен Филарет Гальчев посетит подмосковный Центр подготовки космонавтов (ЦПК), где ознакомится с процессом подготовки к полету в космос. По словам представителя ЦПК: «Всю следующую неделю Гальчев будет посещать занятия в ЦПК и посмотрит, как проходит подготовка экипажей, ознакомится с тренажерной базой центра».
В то же время источник в ракетно-космической отрасли сообщил ТАСС, что рассматривается несколько вариантов, кто может занять место Брайтман. Помимо Гальчева, это не имеющий опыта полетов российский космонавт Сергей Прокопьев и казахстанский космонавт Айдын Аимбетов.

26 мая 2015 года официальный представитель российского космического агентства заявил РИА Новости, что в решение о том, кто заменит Сару Брайтман пока не принято, рассматриваются разные варианты.

28 мая 2015 года источник в ракетно-космической отрасли сообщил ТАСС, что решение об утверждении третьего члена экипажа корабля «Союз ТМА-18М» может быть принято в конце июня (а не конце мая, как сообщалось ранее). По словам собеседника агентства очередное плановое заседание межведомственной комиссии по назначению составов экипажей пилотируемых кораблей, на которой планируется утвердить экипажи «Союзов», которые отправятся в космос весной 2017 года, состоится в 20-х числах июня и на ней могут утвердить и третьего члена экипажа «Союз ТМА-18М». В то же время он не исключил, что комиссия для утверждения третьего члена может быть собрана отдельно.

1 июня 2015 года в пресс-службе холдинга «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» сообщили РИА Новости, что Председатель совета директоров Филарет Гальчев уже проходит подготовку к полету на МКС. По сообщению пресс-службы: «Программа тренировок проводится в Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина и включает как комплексную медико-биологическую, так и серьезную теоретическую подготовку к полету на околоземную орбиту».
В тоже время представитель ЦПК сообщил РИА Новости, что Филарет Гальчев действительно приезжает в Звездный городок и знакомится с работой ЦПК имени Гагарина, но в утвержденном графике тренировок экипажей он не значится.

8 июня 2015 года руководитель Центра подготовки космонавтов Юрий Лончаков сообщил журналистам ТАСС, что через неделю Роскосмос определит, кто полетит на МКС вместо космической туристки Сары Брайтман.

12 июня 2015 года глава Роскосмоса Игорь Комаров сообщил, что вопрос со «сменщиком» для певицы Сары Брайтман решается в настоящее время с компанией Space Adventures. «По завершении мы объявим, кто полетит вместо неё. Это должно произойти в июне-июле. Максимальный срок принятия решения по этому вопросу - первая половина августа», заявил глава ведомства.

22 июня 2015 года источник в ракетно-космической отрасли сообщил агентству ТАСС, что Межведомственная комиссия в Центре подготовки космонавтов утвердила казахстанского космонавта Айдына Аимбетова в качестве участника полета на МКС вместо британской певицы Сары Брайтман. Его дублером назначен российский космонавт Сергей Прокопьев.

22 июня 2015 года. По сообщениям на форуме журнала «Новости Космонавтики» в связи с проведением коррекции орбиты МКС для уклонения от космического мусора, старт ТПК «Союз ТМА-18М» планируется перенести на одни сутки - на 2 сентября. Это позволит обеспечить быструю схему стыковки корабля с МКС.

19 июля 2015 года на сайте «Московского комсомольца» сообщил, что по просьбе Аимбетова изменена его полётная должность: «участник космического полета» заменена на «бортинженера-2», что соответствует его квалификации «космонавта-испытателя».

Нажать для увеличения27 июля 2015 года. По сообщению пресс-службы Космического центра «Южный» на пл. 112 космодрома Байконур специалистами космической отрасли России ведутся работы по сборке пакета ускорителей ракеты космического назначения «Союз-ФГ» для запуска ТПК «Союз ТМА-18М».

Нажать для увеличенияНажать для увеличения31 июля 2015 года. Роскосмос официально сформировал основной и дублирующий экипажи миссии МКС-45/46/ЭП-18 к Международной космической станции, старт которой запланирован на ТПК «Союз ТМА-18М» с космодрома «Байконур» 2 сентября 2015 года.
Основной экипаж:
командир корабля: Сергей Волков (Россия);
бортинженер-1: Андреас Могенсен (Дания);
бортинженер-2: Айдын Аимбетов (Казахстан).

Дублирующий экипаж:
командир корабля:: Олег Скрипочка (Россия);
бортинженер-1: Тома Песке (Франция);
бортинженер-2: Сергей Прокопьев (Россия).

Нажать для увеличенияНажать для увеличения6 августа 2015 года. В Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина основной и дублирующий экипажи миссии МКС-45/46/ЭП-18 приступили к завершению предполетного этапа подготовки в ЦПК – комплексным экзаменационным тренировкам (КЭТ). Комплексную зачетную тренировку на тренажере ТПК «Союз ТМА-М» (ТДК-7СТ) начал дублирующий экипаж экспедиции: Олег Скрипочка, Тома Песке и Сергей Прокопьев. Основной экипаж: Сергей Волков, Андреас Могенсен и Айдын Аимбетов, приступил к экзаменационной тренировке на российском сегменте МКС (КТ РС МКС).

Нажать для увеличенияНажать для увеличения7 августа 2015 года. В Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина основной и дублирующий экипажи продолжили комплексные экзаменационные тренировки (КЭТ). Во второй день экзаменационных тренировок основной экипаж в составе Сергея Волкова, Андреаса Могенсена и Айдына Аимбетова приступил к экзамену на тренажере ТПК «Союза ТМА-М». А дублеры приступили к сдаче экзамена на тренажере Российского сегмента МКС.

Нажать для увеличения9 августа 2015 года на ТПК «Союз ТМА-18М» были проведены испытания на герметичность в вакуумной камере. После успешно проведенных испытаний корабль был перевезен на площадку 254 космодрома для продолжения выполнения предстартовой подготовки в соответствии с графиком работ.

10 августа 2015 года Межведомственная комиссия на заседании, состоявшемся в Центре подготовки космонавтов им. Ю.Гагарина, рекомендовала членов основного и дублирующего экипажей МКС-45/46/ЭП-18 к продолжению предполётной подготовки на космодроме Байконур, куда экипажи долдны отправиться 18 августа.

Нажать для увеличенияНажать для увеличения18 августа 2015 года. На космодром Байконур прибыли основной и дублирующий экипажи ТПК «Союз ТМА-18М». Основной экипаж - Сергей Волков, Андреас Могенсен и Айдын Аимбетов, прибыл бортом RF-65152. А дублирующий экипаж - Олег Скрипочка, Тома Песке и Сергей Прокопьев, бортом RF-65150.

Нажать для увеличенияНажать для увеличения19 августа 2015 года. В соответствии с графиком подготовки экипажи МКС-45/46/ЭП-18 прибыли в монтажно-испытательный корпус 254-й площадки космодрома для прохождения первой тренировки («примерки») в ТПК «Союз ТМА-18М». Под контролем специалистов основной и дублирующий экипажи проверили оборудование, с которым им предстоит работать в космосе. В числе выполненных операций были: работа с оборудованием в БО и СА, одевание скафандров, проверка герметичности, запись медпараметров и др.

Нажать для увеличения21 августа 2015 года. Заправленный топливом и сжатыми газами ТПК «Союз ТМА-18М» доставлен в МИК КА для проведения заключительных операций подготовки.

Нажать для увеличения24 августа 2015 года. В МИК КА проведена стыковка переходного отсека с ТПК «Союз ТМА-18М».

Нажать для увеличения26 августа 2015 года. В МИК КА проведен авторский осмотр ТПК «Союз ТМА-18М», после чего выполнена накатка головного обтекателя ракеты-носителя на космический корабль.

26 августа 2015 года в ходе авиасалона МАКС в подмосковном Жуковском врио руководителя федерального космического агентства Александр Иванов и глава Казкосмоса Талгат Мусабаев подписали контракт о полете казахстанского космонавта в качестве бортинженера на МКС.

Нажать для увеличенияНажать для увеличения28 августа 2015 года. В монтажно-испытательном корпусе основной и дублирующий экипажи ТПК «Союз ТМА-18М» провели контрольный осмотр корабля в стартовой конфигурации.

Нажать для увеличения28 августа 2015 года. Головной блок ракеты-носителя «Союз-ФГ» с космическим кораблем «Союз ТМА-18М» перевезен из монтажно-испытательного корпуса космических аппаратов в МИК ракет-носителей на общую сборку.

Нажать для увеличения30 августа 2015 года. В монтажно-испытательном корпусе площадки №112 космодрома Байконур специалистами РКЦ «Прогресс» выполнена общая сборка ракеты космического назначения «Союз-ФГ». В соответствии с графиком работ были проведены операции по стыковке космической головной части с третьей ступенью ракеты-носителя «Союз-ФГ». Затем к космической головной части была пристыкована двигательная установка системы аварийного спасения. Полученная сборка переложена на транспортно-установочный агрегат и состыкована с «пакетом» из первой и второй ступеней ракеты-носителя.

В этот же день состоялись заседания Технического руководства и Государственной комиссии. Принято решение о вывозе ракеты-носителя с ТПК «Союз ТМА-18М» на стартовый комплекс и подготовке его к запуску, намеченному на 2 сентября 2015 года.

Нажать для увеличения31 августа 2015 года. Ракета-носитель «Союз-ФГ» с ТПК «Союз ТМА-18М» вывезена из монтажно-испытательного корпуса и установлена в вертикальное положение на стартовом комплексе площадки №1 («Гагаринский старт») космодрома Байконур.

1 сентября 2015 года. На космодроме Байконур состоялось заседание Государственной комиссии по проведению летных испытаний пилотируемых космических комплексов под руководством А.Н.Иванова. Рассмотрев итоги подготовки к полёту основного и дублирующего экипажей транспортного пилотируемого корабля (ТПК) «Союз ТМА-18М», Государственная комиссия утвердила их в составе:
Основной экипаж:
командир корабля: Сергей Волков (Россия);
бортинженер-1: Андреас Могенсен (Дания);
бортинженер-2: Айдын Аимбетов (Казахстан).

Дублирующий экипаж:
командир корабля:: Олег Скрипочка (Россия);
бортинженер-1: Тома Песке (Франция);
бортинженер-2: Сергей Прокопьев (Россия).

Нажать для увеличения2 сентября 2015 года. В 04:37:43 UTC (07:37:43 мск) с ПУ № 5 площадки № 1 космодрома Байконур стартовыми расчетами Роскосмоса осуществлен пуск ракеты-носителя «Союз-ФГ» (11А511-ФГ) № Г15000-054 с пилотируемым космическим кораблем «Союз ТМА-18М».
В 04:47 UTC (07:47 мск) корабль отделился от последней ступени носителя и вышел на околоземную орбиту с параметрами:
- минимальная высота над поверхностью Земли – 200,34 километра;
- максимальная высота над поверхностью Земли – 248,67 километра;
- период обращения – 88,69 минуты;
- наклонение орбиты – 51,67 градуса.
Сближение корабля ТПК «Союз ТМА-18М» с МКС планируется по двухсуточной схеме;

Нажать для увеличения4 сентября 2015 года. ТПК «Союз ТМА-18М» с экипажем успешно причалил к малому исследовательскому модулю «Поиск» (МИМ2) Международной космической станции. Корабль сблизился со станцией по двухсуточной схеме и пристыковался к модулю «Поиск» в 07:39:02 UTC (10:39:02 мск) на 35-м витке полёта. Стыковка проведена полностью в автоматическом режиме.

Нажать для увеличенияНажать для увеличения2 марта 2016 года. В 01:02:37 UTC (04:02:37 мск) ТПК «Союз ТМА-18М» отстыковался от МИМ2 «Поиск».
2 марта 2016 года в 04:25:27 UTC (07:25:27 по москвоскому времени) ТПК «Союз ТМА-18М» совершил посадку в казахстанской степи в 153 км юго-восточнее города Джезказган. Все операции по спуску с орбиты и приземлению прошли штатно. Продолжительность полета составила