Хроника подготовки и полёта корабля «Союз МС-09»
с экипажем 56/57-й экспедиции МКС (ISS-55S)

13 декабря 2015 года на форуме журнала «Новости космонавтики» появилось сообщение, что командиром основного экипажа корабля «Союз МС-09», старт которого планируется на весну 2018 года, назначен Александр Самокутяев.

22 апреля 2016 года в издании syracuse.com в статье Julie McMahon появилось сообщение, что астронавт Джанетт Эппс (Jeanette Epps) включена в основной экипаж корабля «Союз МС-09».

18 мая 2016 года директор Европейского космического агентства Jan Woerner (Яан Вёрнер) объявил на пресс-конференции в Кёльне, что астронавт Александер Герст (Alexander Gerst) включен в основной экипаж корабля «Союз МС-09» и назначен командиром 57-й экспедиции на МКС длительностью 3 месяца.

07 июля 2016 года. На форуме журнала «Новости космонавтики» появилось сообщение об утверждении основного экипажа корабля «Союз МС-09» в составе: командир корабля Александр Самокутяев, бортинженеры Джанетт Эппс и Александер Герст.

Нажать для увеличенияИюль 2016 года. На базе 179-го Центра МЧС в городе Ногинск Московской области экипаж в составе Александра Самокутяева, Джанетт Эппс и Александера Герста прошел тренировки по «водному выживанию». Экипажи выполнили задачи «сухой», «длинной» и «короткой» тренировок.

В октябре 2016 года в приложении Instagram появилось сообщение космонавта Антона Шкаплерова о том, что он начал подготовку к полету на корабле «Союз МС-09» в качестве командира экипажа вместо Александра Самокутяева.

28 октября 2016 года на форуме фурнала «Новости космонавтики» появилось сообщение, что в основной экипаж корабля «Союз МС-09» назначены - командир корабля Антон Шкаплеров, боринженер Александер Герст и бортинженер-2 Джанетт Эппс.

4 января 2017 года назначение Джанетт Эппс в экипаж экспедиций МКС-56/57 было подтверждено в пресс-релизе НАСА (RELEASE 17-001).

Нажать для увеличения28 января 2017 года. В подмосковном лесу экипаж в составе Антона Шкаплерова, Джанетт Эппс и Александера Герста приступил к тренировкам по действиям после посадки в лесисто-болотистой местности зимой.

24 марта 2017 года на форуме журнала «Новости Космонавтики» появилось сообщение о том, что на заседании ГКМ 14 марта 2017 года Александр Скворцов был признан временно не годным к тренировкам в составе экипажа по состоянию здоровья из-за травмы, полученной во время спортивного занятия. В связи с этим 15 марта Антон Шкаплеров был переведен вместо него в основной экипаж корабля «Союз МС-07».

21 апреля 2017 года на заседании межведомственной комиссии (МВК) Сергей Прокопьев был утвержден в качестве командира основного экипажа корабля «Союз МС-09».

30 ноября 2017 года решением Межведомственной комиссии (МВК) в основном экипаже корабля утверждены Сергей Прокопьев, Джанетт Эппс и Александер Герст. В дублирующий экипаж вошли Олег Кононенко, Давид Сен-Жак и Серина Ауньён-Ченселор.

18 января 2018 года в сообщении ЦПК им.Гагарина о тренировках членов 56/57-й длительной экспедиции на МКС Серина Ауньён-Ченселор была названа в составе основного экипажа вместо Джанетт Эппс. В тот же день эта замена была подтверждена на форуме NASA spaceflight.com. 19 января назначение Серина Ауньён-Ченселор в основной экипаж ТПК «Союз МС-09» было подтверждено в пресс-релизе НАСА 18-004. В дублирующий экипаж, в соответствии с этим пресс-релизом, получила назначение Энн Макклейн.

Нажать для увеличенияНажать для увеличения10 мая 2018 года. В Центре подготовки космонавтов начались комплексные экзаменационные тренировки основного и дублирующего экипажей МКС-56/57. Дублирующий экипаж (Олег Кононенко, Давид Сен-Жак и Энн Макклейн) отработали элементы программы полёта на тренажере ТПК «Союз МС». Основной экипаж (Сергей Прокопьев, Александер Герст и Серина Ауньён-Ченселор) прошел экзаменационную тренировку на тренажёре российского сегмента Международной космической станции.

Нажать для увеличенияНажать для увеличения11 мая 2018 года. В Центре подготовки космонавтов завершились комплексные экзаменационные тренировки основного и дублирующего экипажей МКС-56/57. Основной экипаж (Сергей Прокопьев, Александер Герст и Серина Ауньён-Ченселор) отработали элементы программы полёта на тренажере ТПК «Союз МС». Дублирующий экипаж (Олег Кононенко, Давид Сен-Жак и Энн Макклейн) прошел экзаменационную тренировку на тренажёре российского сегмента Международной космической станции.

14 мая 2018 года в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина началось заседание Межведомственной комиссии, которая подвела итоги готовности к космическому полёту основного и дублирующего экипажей МКС-56/57. На заседании присутствовали представители Федерального космического агентства, Центра подготовки космонавтов, ПАО РКК «Энергия», Федерального медико-биологического агентства, НАСА, ЕКА. По заключению комиссии, экипажи 56/57-й длительной экспедиции на Международную космическую станцию к выполнению космического полёта на ТПК «Союз МС-09» и российском сегменте МКС готовы и рекомендованы к началу подготовки на космодроме Байконур.

Нажать для увеличенияНажать для увеличения19 мая 2018 года. Основной (Сергей Прокопьев, Александер Герст и Серина Ауньён-Ченселор, бортом RF-65150) и дублирующий (Олег Кононенко, Давид Сен-Жак и Энн Макклейн, бортом RF-65151) экипажи ТПК «Союз МС-09» прибыли на космодром Байконур для прохождения заключительных этапов подготовки к полёту.

20 мая 2018 года. На космодроме Байконур состоялось заседание Технического руководства, на котором принято решение о заправке корабля «Союз МС-09» компонентами ракетного топлива и сжатыми газами.

Нажать для увеличенияНажать для увеличения20 мая 2018 года. Члены основного и дублирующего экипажей транспортного пилотируемого корабля (ТПК) «Союз МС-09» приступили к заключительным тренировкам на космодроме Байконур, включающим в себя отработку навыков на местах в корабле. Сергей Прокопьев, Александер Герст и Серина Ауньён-Ченселор провели примерку скафандров «Сокол-КВ» и после теста их на герметичность заняли места в своём корабле. В монтажно-испытательном корпусе 254-й площадки экипаж проверил систему радиосвязи, лазерный дальномер, ознакомился с бортовой документацией, изучил программу полета и список запланированных к доставке на МКС грузов.

Нажать для увеличения22 мая 2018 года. Специалисты РКК «Энергия» на космодроме Байконур успешно выполнили операции по заправке ТПК «Союз МС-09» компонентами топлива и сжатыми газами. После заправки корабль доставлен в монтажно-испытательный комплекс космических аппаратов (МИК КА) и установлен в стапель для проведения дальнейших предстартовых работ.

Нажать для увеличения24 мая 2018 года. На космодроме Байконур специалисты РКК «Энергия» успешно завершили комплекс технологических операций по стыковке ТПК «Союз МС-09» с переходным отсеком. По графику подготовки корабля к пуску во вторник, 29 мая, состоится авторский осмотр корабля и накатка головного обтекателя.


Нажать для увеличения29 мая 2018 года. В монтажно-испытательном корпусе космических аппаратов на космодроме Байконур специалисты РКК «Энергия» провели авторский осмотр ТПК «Союз МС-09» и выполнили технологические операции по накатке головного обтекателя ракеты-носителя «Союз-ФГ». По графику подготовки корабля к пуску в четверг, 31 мая, состоится «вторая примерка» - основной и дублирующий экипажи проведут контрольный осмотр корабля в стартовой конфигурации.

Нажать для увеличенияНажать для увеличения31 мая 2018 года. Члены основного и дублирующего экипажей провели так называемую «вторую примерку» - контрольный осмотр корабля в стартовой конфигурации. Космонавты и астронавты заняли свои места в корабле, в тестовом режиме проверили работоспособность различных систем, включая систему связи, и уточнили расположение грузов. На 1 июня по графику запланирована транспортировка головного блока РН «Союз-ФГ» с космическим кораблем «Союз МС-09» из МИК космических аппаратов в МИК ракет-носителей на общую сборку.

Нажать для увеличения1 июня 2018 года. ТПК «Союз МС-09» в составе головного блока был отправлен на общую сборку с ракетой-носителем «Союз ФГ». Транспортировка выполнялась железнодорожным транспортом. Комплекс технологических операций по общей сборке запланирован на 3 июня в монтажно-испытательном корпусе ракет-носителей в рамках подготовки к старту по программе МКС.

Нажать для увеличения3 июня 2018 года. В монтажно-испытательном корпусе ракеты-носителя площадки 112 космодрома Байконур специалисты предприятий «Роскосмоса» завершили операции по общей сборке ракеты космического назначения (РКН) «Союз-ФГ». К космической головной части была пристыкована система аварийного спасения, а сам головной блок с ТПК «Союз МС-09» вместе с третьей ступенью состыкован с пакетом ракеты-носителя «Союз-ФГ» на транспортно-установочном агрегате.
После завершения общей сборки РКН состоялось заседание технического руководства и Государственной комиссии по проведению лётных испытаний пилотируемых космических комплексов. На совещании было принято решение о готовности РКН в составе ракеты-носителя «Союз-ФГ» и ТПК «Союз МС-09» к вывозу на стартовый комплекс ранним утром 4 июня 2018 года.

Нажать для увеличенияНажать для увеличения4 июня 2018 года. Ракета-носитель «Союз-ФГ» с ТПК «Союз МС-09» вывезена из монтажно-испытательного корпуса и установлена в вертикальное положение на стартовом комплексе площадки № 1 «Гагаринский старт» космодрома Байконур. Начались работы по программе первого стартового дня.
Специалисты РКК «Энергия» и других задействованных в подготовке запуска организаций выполняют заключительные технологические операции на стартовом комплексе. Проводятся предстартовые испытания систем и агрегатов ракетно-космического комплекса, проверяется взаимодействие бортовой аппаратуры и наземного оборудования.

5 июня 2018 года. На космодроме Байконур состоялось заседание государственной комиссии, утвердившей составы основного и дублирующего экипажей ТПК «Союз МС-09» и подтвердившая готовность ракетно-космического комплекса «Союз-ФГ»/«Союз МС-09» и наземной инфраструктуры к старту по программе МКС.

Основной экипаж:
Сергей Прокопьев - командир ТПК «Союз МС-09», бортинженер МКС-56/57;
Александер Герст - бортинженер ТПК «Союз МС-09», бортинженер МКС-56, командир МКС-57;
Серина Ауньён-Ченселор - бортинженер ТПК «Союз МС-09», бортинженер МКС-56/57.

Дублирующий экипаж:
Олег Кононенко - командир ТПК «Союз МС-09», бортинженер МКС-56/57;
Давид Сен-Жак - бортинженер ТПК «Союз МС-09», бортинженер МКС-56, командир МКС-57;
Энн Макклейн - бортинженер ТПК «Союз МС-09», бортинженер МКС-56/57.

Нажать для увеличения6 июня 2018 года. В 11:12:39.519 UTC (14:12:39.519 мск) с ПУ № 5 площадки № 1 космодрома Байконур стартовыми командами ГК «Роскосмос» осуществлен пуск РН «Союз-ФГ» (11А511У-ФГ) У Н15000-064 с ТПК «Союз МС-09» [№ 739, ISS-55S] (2018-051А). В 11:21:29 UTC (14:21:29 мск) космический корабль успешно отделился от последней ступени носителя и вышел на околоземную орбиту. Стыковка корабля с МКС запланирована на 8 июня в 13:07 UTC (16:07 мск).

Нажать для увеличения8 июня 2018 года. В 13:01 UTC (16:01 мск) ТПК «Союз МС-09» успешно пристыковался к стыковочному узлу малого исследовательского модуля «Рассвет» российского сегмента Международной космической станции. Сближение выполнялось в автоматическом режиме под контролем специалистов Главной оперативной группы управления российским сегментом МКС в Центре управления полётами и российских членов экипажей транспортного корабля и станции.

30 августа 2018 года. Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин подтвердил журналистам, что минувшей ночью на МКС произошла утечка воздуха, падение давления. Были приняты меры, чтобы определить, откуда идет утечка. После поочередного перекрытия отсеков проблема была локализована. По его словам, в бортовом отсеке ТПК «Союз МС-09» обнаружена микротрещина. Конструкторы считают, что это результат попадания микрометеорита. На корабле есть ремонтный комплект, сейчас принимается решение, каким образом и в какие сроки его использовать, пояснил Рогозин. Размер щели составил полтора миллиметра.
Ситуацию с появлением микротрещины на борту космического корабля «Союз МС-09» будет расследовать специальная комиссия, сформированная из специалистов Госкорпорации «Роскосмос», РКК «Энергия» и ЦНИИмаш.
Центр управления полетами объяснил космонавтам на МКС, как наклеить заплатку поверх микротрещины, обнаруженной в корабле «Союз МС-09», но просит делать это не спеша и аккуратно. Космонавтам объяснили, что сначала вокруг отверстия нужно нанести специальный клей, а потом наклеить специальную заплатку.
Источник в ракетно-космической отрасли сообщил РИА Новости, что обнаруженная микротрещина находится на стене бытового отсека за ассенизационно-санитарным устройством.
Российский центр управления полетами принял решение остановить на 30 августа работы по устранению микротрещины в пристыкованном к МКС корабле «Союз МС-09», работы будут продолжены в пятницу, 31 августа. В своем указании космонавту Сергею Прокопьеву ЦУП приказал оставляй все в том виде, в котором есть, так как нанесенному на микротрещину герметику необходимо дать окончательно затвердеть, прежде чем накладывать специальную заплатку. Ранее международный экипаж станции разошелся во мнениях по поводу устранения утечки воздуха. Российские космонавты предложили установить заплатку с помощью герметика и медицинской марли. Командир экипажа астронавт NASA Эндрю Фейстел, в свою очередь, во время переговоров с Хьюстоном и Москвой предложил подождать еще 24 часа для того, чтобы обсудить другие возможные варианты устранения проблемы, поскольку угрозы жизни экипажа в данный момент нет. Российские космонавты вечером ввели в обнаруженные отверстия герметик и закрыли их заплатками. Затем при помощи ультразвука они подтвердили отсутствие утечки воздуха.

31 августа 2018 года. Источник в ракетно-космической отрасли сообщил РИА «Новости», что специальная комиссия по изучению появления микротрещины ТПК «Союз МС-09» рассматривает разные версии ее возникновения, но в приоритете находится внешнее воздействие. Комиссия изучает в первую очередь фото- и видеоматериалы, сделанные экипажем на борту станции. Пока до конца не понятно, был это микрометеорит, космический мусор или какой-то производственный брак.
Утром 31 августа повторная проверка ультразвуком подтвердила герметичность после ремонта отверстия на корабле «Союз МС-09», и давление на станции стабильно держится на достаточном уровне. Российский Центр управления полетами рекомендовал наложить второй слой герметика для гарантии отсутствия новых протечек. Российские космонавты наложили второй слой герметика днем. После завершения наложения второго слоя герметика космонавты зафиксировали ультразвуковым прибором незначительную утечку. Однако она быстро остановилась. Через несколько часов запланировано наложить третью заплатку.

Нажать для увеличенияНажать для увеличения3 сентября 2018 года. Источник агентства РИА «Новости» в ракетно-космической отрасли рассказал, что причина появления отверстия во внутреннем корпусе бытового отсека корабля «Союз МС-09» установлена - она возникла еще на Земле. По его словам, ответственный за халатность уже установлен. По словам другого источника, сотрудник, скорее всего, после того, как осознал ошибку, заделал трещину специальным клеем, поэтому она не была обнаружена во время проверки космического корабля на герметичность перед запуском и не давала о себе знать первые два месяца орбитального полета. Однако в дальнейшем клей подсох и был выдавлен, открыв отверстие.

5 сентября 2018 года. Источники агентства РИА Новости в ракетно-космической отрасли сообщили, что комиссия РКК «Энергия» полагает, что отверстие от сверла в «Союз МС-09» появилось еще в цехе общей сборки кораблей в Королеве. По словам одного из источников, внутренняя комиссия изучает книгу с замечаниями, которая имеется по каждому выпущенному кораблю. В ней есть лист со всеми нарушениями, которые выявили в ходе производства или испытаний, и документы по их устранению.
Другой собеседник агентства уточнил, что некоторые сотрудники на предприятии знали об отверстии, поскольку пытались заделать его еще на Земле. Он пояснил, что, когда корабль был на финальном этапе сборки, отверстие заполнили специальным клеем. Вносились ли эти работы в лист замечаний, собеседник не уточнил.

6 сентября 2018 года. Источник агентства в ракетно-космической отрасли рассказал РИА «Новости», что внутренняя комиссия Ракетно-космической корпорации «Энергия» должна завершить расследование причин появления отверстия от сверла в космическом корабле «Союз МС-09» в пятницу, а в понедельник представить отчет генеральном директору госкорпорации «Роскосмос» Дмитрию Рогозину.
Тем временем комиссия сняла подозрения с бывшего рабочего предприятия, уволившегося недавно с предприятия именно из цеха окончательной сборки. После проверки документации выяснилось, что он с данным кораблем не работал, и сейчас все подозрения с него сняты.
В то же время комиссия считает, что кто-то специально организовал утечку воздуха, и квалифицирует произошедший случай как преднамеренные действия неустановленных лиц. Такая формулировка основана на том, что внутри «Союза» никаких действий по сверлению корпуса толщиной два миллиметра не предусмотрено и если кто-то использовал сверло, то это делалось преднамеренно.

11 сентября 2018 года. Госкорпорация «Роскосмос» сформировала специальную комиссию по расследованию нештатной ситуации, связанной с утечкой воздуха, возникшей на борту транспортного пилотируемого корабля «Союз МС-09», находящегося в составе Международной космической станции. Комиссия сформирована по распоряжению Генерального директора Госкорпорации «Роскосмос» Дмитрия Рогозина. Ее возглавит исполняющий обязанности первого заместителя генерального директора корпорации Николай Севастьянов. Специалисты займутся анализом информации, полученной на первом этапе расследования, проведенного представителями РКК «Энергия» (изготовителя космического корабля), а также установлением новых фактов.
По словам Дмитрия Рогозина, к работе в комиссии будут привлечены компетентные органы.

16 сентября 2018 года. Источник агентства РИА Новости в ракетно-космической отрасли сообщил, что внутренняя комиссия РКК «Энергия», завершившая расследование появления отверстия в космическом корабле «Союз МС-09», представила в своих выводах «Роскосмосу» последние фотографии корабля на этапе сборки, где на корпусе нет никакого отверстия. Последние фотографии обшивки космического корабля были сделаны в цехе 45 Завода экспериментального машиностроения РКК «Энергия». Фотофиксация производилась до и после установки экранов противометеоритной защиты. По фотографии никаких отверстий на корпусе не обнаружено. Таким образом, если не учитывать версию сверления корабля в космосе, отверстие было просверлено в те 180 суток между тем, как он покинул цех в РКК «Энергия» и был запущен на орбиту.