Суборбитальная корпорация

Российская компания «Суборбитальная корпорация» участвовала в конкурсе X-Prize с проектом космоплана Cosmopolis-XXI (C-21), стартующего с самолета-носителя М-55 «Геофизика». Корабль был разработан по заказу ЗАО «Суборбитальная корпорация» на Экспериментальном машиностроительном заводе (ЭМЗ) им. В.М.Мясищева при финансовой поддержке (с мая 2002 года) компании Space Adventures. Аппарат состоял из спасаемой 3-х местной пассажирской капсулы, двигательного блока, отсека оборудования с системами управления, жизнеобеспечения и спасения.
Нажать для увеличения Нажать для увеличения Нажать для увеличения

Во время разыграша X-Prize наиболее наглядным действием компании было проведение презентации своего проекта, на которой был представлен полноразмерный деревянный макет создаваемого корабля. Никаких практических работ либо не велось, либо о них не сообщалось.

Характеристики создаваемого корабля носят довольно предварительный харакетр. В техническом описании, представленом компанией общественности, указаны такие параметры:

 

Самолет-носитель
М-55 «Геофизика»

Космоплан
Cosmopolis-XXI (C-21)

Вес

25 тонн

2 тонны

Экипаж

1 человек

3 человека

Максимальная высота

27 км

100 км

Максимальная скорость

800 км/час

-

Длительность полёта

6,5 часов

-

Схема полёта корабля выглядит следующим образом: Корабль устанавливается на высотный самолет-носитель М-55 «Геофизика» разработки Экспериментального машиностроительного завода (ЭМЗ) им. В.М.Мясищева и фиксируется механическими замками с электрическим управлением. Управляемый одним пилотом самолет-носитель с установленным на нем кораблем набирает заданную высоту полета 17 км и разгоняется для выполнения маневра «горка». При выполнении этого маневра самолет-носитель набирает дополнительную высоту до 20 км, а угол наклона траектории в этот момент достигает 40 - 60° к горизонту. В этот момент происходит размыкание механических замков и включается ускоритель на самом корабле, который обеспечивает его отход от самолета-носителя. При отходе от самолета-носителя на безопасное расстояние автоматически включаются ракетные двигатели основной двигательной установки корабля. После отработки ракетных двигателей происходит расстыковка пассажирской капсулы и двигательного отсека. Пассажирская капсула продолжает по инерции движение вверх вплоть до точки наибольшего набора высоты. При снижении по бокам пассажирской капсулы происходит раскрытие небольших аэродинамических поверхностей, снабженных рулями, которые обеспечивают управляемый аэродинамических спуск. Посадка выполняется по-самолетному на выпускаемые посадочные устройства. В качестве альтернативного варианта возможен вариант посадки пассажирской капсулы на парашюте.

После завершения соревнований появилась информация, что компания Space Adventures вместе с компанией Prodea (своим инвестиционным партнером), выступала спонсором создания на базе 3-местного корабля Cosmopolis-XXI 5-местного корабля Explorer, который предполагается запускать по той же схеме. Новости о создании этого корабля будут размещаться в разделе Space Adventures.

 

X-PRIZE

Суборбитальные полёты

Энциклопедия