X-Prize

18 мая 1996 года акционеры фонда «New Spirit of St. Louis Organisation» объявили об учреждении специального приза в 10 млн.долларов, названного X-Prize, который могла получить любая компания, разработавшая (без участия государственного капитала) многоразовый суборбитальный аппарат, способный с интервалом не более 2-х недель выполнить два полёта с экипажем из 3 человек на высоту не менее 100 км. Целью учреждения приза было стимулирование частной инициативы в области развития космического туризма, повышение интереса как общественности, так и разработчиков к этой новой области деятельности.

Компании из разных стран мира (в основном, конечно, из США) постепенно подключались к этому соревнованию. К декабрю 2003 года за приз боролись уже 26 компаний (см. список участников).

В мае 2004 года предприниматели Анюшэ Ансари (Anousheh Ansari) и Амир Ансари (Amir Ansari) выступили в качестве спонсоров соревнования, внеся в фонд приза взнос в несколько миллионов долларов, после чего приз был официально переименован в Ansari X Prize.

Ко второй половине 2004 года сразу несколько компаний объявили дату проведения квалификационных полётов. Однако лишь суборбитальный аппарат SpaceShipOne, созданный возглавляемой Бертом Рутаном (Burt Rutan) компанией Scaled Composites, в двух квалификационных полётах 29 сентября и 10 октября 2004 года преодолел высоту 100 км, принеся компании приз в 10 миллионов долларов, который был вручен 6 ноября на торжественной церемонии в Научном центре города Сент-Луис (St. Louis Science Center) в штате Миссури (Missouri).

После розыгрыша приза большинство компаний свернуло работу, не имея достаточных стимулов для её продолжения, либо изменило профиль работ.

 

Назад

Суборбитальные полёты

Энциклопедия

     В 1997 году был принят новый проект Tier One, основной которого стали самолёт-носитель White Knight и суборбитальный аппарат SpaceShipOne.
     Вскоре после регистрации компания отозвала свою заявку и выбыла из соревнования.