Орбитальный корабль 7К-ОК - 11Ф615

Еще во второй половине 1963 года, когда в ОКБ-1 начались работы над многоместным пилотируемом кораблем 3KВ “Восход” (модификация корабля 3KА “Восток”), для расширения возможностей “Союза” Королев поставил задачу своему конструкторскому бюро: создать новую модификацию корабля 7К в трехместном варианте для орбитальных полетов (7К-ОК). Однако в связи с большой загрузкой ОКБ-1 многими другими проектами и переориентацией советской лунной программы на темы УР-500К/ЛК-1 и Н1-Л3 в середине 1964 года работы над кораблем 7К-ОК были практически остановлены. Только в конце 1964 года Королев добился реанимации работ по теме “Союз” в варианте орбитального корабля 7К-ОК. Королев принял решение по осуществлению на орбите сближения и стыковки двух таких кораблей.

Создание специальной модификации пилотируемою корабля 7К (являющегося частью пилотируемого комплекса для облета Луны - тема «Союз») для решения проблем сближения и стыковки на околоземной орбите, было начато в конце 1964 года по предложению С.П.Королёва. Исходные данные на выпуск рабочей документации на корабль, получивший обозначение 7К-ОК (изделие 11Ф615), были выданы в мае 1965 года.

По результатам полетов базовых кораблей и первых модификаций 7К-ОК к началу 1970-х годов были выявлены крупные недостатки проекта, которые в ряде случаев привели к срыву программы и гибели людей. Проводимые модификации 7К-ОК улучшали отдельные характеристики базовой модели. Однако гибель экипажа «Союза-11» в июне 1971 года повлекла необходимость коренных изменений проекта, которые повысили надежность машины, но привели к сокращению автономности и численности экипажа - с трех до двух человек.

Не отвечала современным требованиям и система управления 7К-ОК: она была слишком плотно «завязана» на наземную инфраструктуру сопровождения, управления и выдачи команд, а используемые алгоритмы не были застрахованы от ошибок. Малые запасы топлива для двигателей сближения резко ограничивали число попыток стыковки с другим объектом. Указанные недостатки, наложившись на «человеческий фактор», в полной мере проявились во время полета Георгия Берегового. Управляя «Союзом-3», он не смог состыковаться с беспилотной «мишенью» («Союзом-2»), а после полета подверг резкой критике принцип по-строения ручного контура управления на основе командно-сигнальных устройств и компактных пальчиковых ручек управления.

С другой стороны, технический прогресс, достигнутый к концу 1960-х годов в таких областях, как новые методы навигации и наведения, цифровая электроника, перспективная элементная база, двигательные установки, сулил возможность создания в существующих габаритах корабля 7К-ОК нового аппарата, обладающего гораздо большими эксплуатационными возможностями.

Одним из кораблей, ставших глубокой модификацией 7К-ОК, стал разрабатывавшийся в интересах военных транспортный корабль 7К-С (11Ф732).

 

Источники:
- «Витязь», ставший «Союзом», Игорь Афанасьев, «Новости Космонавтики», №09, 2010 год.

 

Назад

Корабли и проеты

Энциклопедия