Военно-исследовательский корабль 7К-ВИ, 11Ф73, «Звезда»

Нажать для увеличения24 августа 1965 года ЦК КПСС и Совмин СССР приняли постановление о расширении военных исследований в космосе. Было предложено создать специальные корабли и станции для ведения военно-исследовательских работ.

В 1965 году Куйбышевский филиал ЦКБЭМ (ныне - самарское «ЦСКБ-Прогресс») под руководством Д.И.Козлова начал проектные работы по созданию военно-исследовательского корабля 7К-ВИ (11Ф73 «Звезда»). В проекте 7К-ВИ за основу была принята конструкция 7К-ОК, но начинка и система управления сильно отличались. Предполагалось, что 7К-ВИ сможет осуществлять визуальную разведку, фоторазведку, совершать маневры для сближения, а в перспективе и для уничтожения космических объектов потенциального противника. Для этого на спускаемом аппарате была установлена авиационная пушка Нудельмана-Рихтера НР-23 (модификация хвостового орудия реактивного бомбардировщика «Ту-22», доработанная специально для стрельбы в вакууме). Еще одним новшеством, примененным на «Звезде», стала энергоустановка на базе радиоизотопного источника энергии.

28 декабря 1966 года решением Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам №305 первоочередной задачей Филиала №3 на 1967 год по созданию космических аппаратов нового типа было принято считать работы по созданию Военно-исследовательского корабля 11Ф73 — 7К-ВИ “Звезда”. 7 июля 1966 года приказом Министра общего машиностроения №296сс Филиал №3 был определен головным разработчиком по военно-исследовательскому кораблю. Его планировали разработать, используя королевский 11Ф615 7К-ОК. В КБ Дмитрия Ильича Козлова корабль получил конструкторское обозначение 7К-ВИ. Еще до принятия Постановления от 24 августа 1965 года в Куйбышеве успели выпустить исходные данные и эскизный проект по кораблю 7К-ВИ и ракете-носителю 11А511 для него.

Сначала 7К-ВИ практически не отличался от своего прототипа 7К-ОК. Он состоял из тех отсеков и в той же последовательности, что и “Союз”: нижнего — приборно-агрегатного, где стоял двигатель, баки с топливом, служебные системы; среднего — спускаемого аппарата для возвращения на Землю космонавтов; верхнего — орбитального отсека, в котором должна была располагаться аппаратура для военных исследований.

Но в конце 1966 года Дмитрий Ильич Козлов отдал приказ полностью пересмотреть проект. Чтобы не унаследовать недостатки “Союза” конструкция 7К-ВИ была полностью пересмотрена. В первом квартале 1967 года были выпущены новые исходные данные на разработку технической документации. Новый корабль должен был весить 6.6 тонны. Длительность автономного орбитального полета была определена в один месяц. Для запуска “Звезды” ракета 11А511 уже не подходила по грузоподъемности. Чтобы вписаться в массу 6.3 тонны, которая была тогда пределом для этого носителя, конструкторы предложили сократить экипаж 7К-ВИ до одного человека. Однако этому воспротивились военные. Задачи, которые ставились перед кораблем, один пилот решить не смог бы. Второй космонавт без скафандра, но с креслом и запасами системы жизнеобеспечения весил еще 400 кг. Потому в КБ Дмитрия Ильича Козлова разработали новую модификация ракеты 11А511, названная 11А511М “Союз-М”.

Проект корабля получил поддержку у руководства космической отрасли и Миистерства обороны СССР 21 июля 1967 года было принято еще одно постановление ЦК КПСС и Совмина по кораблю 7К-ВИ, в котором первый полет “Звезды” был назначен на 1968 год. В 1969 году корабль должен был быть принят на вооружение.

В новом варианте корабля 7К-ВИ спускаемый аппарат и орбитальный отсек поменялись местами. Теперь сверху размещалась капсула с космонавтами. Под их креслами был люк, ведущий вниз, в цилиндрический орбитальный отсек, который стал больше, чем на кораблях “Союз”. Экипаж корабля состоял из 2 человек. Ложементы располагались в СА таким образом, что космонавты сидели рядом, но навстречу друг другу. Это позволяло разместить пульты управления на всех стенках СА. Сверху на спускаемом аппарате была установлена небольшая скорострельная пушка разработки известного советского конструктора А. Э. Нудельмана. Она была приспособлена для стрельбы в вакууме и предназначалась для защиты военно-исследовательского корабля от вражеских кораблей-инспекторов и спутников-перехватчиков. Наводить пушку можно было управляя всем кораблем. Для прицеливания в СА имелся специальный визир. Сперва у конструкторов Филиала №3 было множество сомнений: сможет ли космонавт вручную наводить пушку, не приведет ли отдача при стрельбе к кувырканию “Звезды”? Чтобы преодолеть эти сомнения на предприятии в 1967 году построили специальный динамический стенд. Его основой была платформа на воздушной подушке На нее ставили макет спускаемого аппарата 7К-ВИ с оптическим визиром, средствами управления и креслами космонавтов и производили испытания. Стенд развеял все опасения и сомнения: ручное управление работало идеально, космонавт с небольшими затратами топлива мог наводить корабль по визиру на любые цели, пушка не сильно влияла на ориентацию корабля, которую космонавт мог быстро исправить.

Рассматривалась возможность установки на спускаемом аппарате стыковочного узла. Он мог бы пригодиться для стыковки корабля со станцией “Алмаз”. Возможность создания комплекса 11Ф73 7К-ВИ + 11Ф71 ОПС “Алмаз” была закреплена даже собственным индексом. Эта конфигурация имела обозначение у военных 11Ф711.

Другим новшеством корабля “Звезда” стал люк для перехода в орбитальный отсек, расположенный в днище спускаемого аппарата. Ведь днище снаружи закрывалось термостойким экраном для защиты СА от огромных температур, возникающих из-за торможения в атмосфере при посадке на Землю. Испытания в Филиале №3 показали, что такой люк не несет угрозы жизни экипажу, может спокойно выдержать участок посадки и не прогореть по шву.

В орбитальном отсеке 7К-ВИ должно было располагаться оборудование и приборы для военных исследований. На боковом иллюминаторе стоял главный прибор корабля — оптический визир ОСК-4 с фотоаппаратом. Космонавт, усевшийся за визир в специальное седло, напоминал велосипедиста. Он мог наблюдать за земной поверхностью, а нужные места фотографировать. Кроме того, на иллюминатор можно было установить аппаратуру “Свинец” для наблюдения за запусками баллистических ракет. На внешней поверхности орбитального отсека на длинной штанге устанавливался пеленгатор для обнаружения приближающихся спутников-перехватчиков и для ведения радиотехнической разведки.

Еще одним новшеством стали на “Звезде” источники электроэнергии. Козлов решил отказаться от больших и тяжелых солнечных батарей, ведь их постоянно нужно было ориентировать на Солнце. Существовала и угроза, что батареи после выхода корабля на орбиту вообще не раскроются (что как раз и случилось на “Союзе-1” в апреле 1967 года). Для военного же оборудования, установленного в орбитальном отсеке, нужно было много энергии. Потому на “Звезде” решили поставить два радиоизотопных термогенератора. Эти генераторы преобразовывали тепло, получаемое при радиоактивном распаде плутония, в электрическую энергию. Интересно, что при выведении на орбиту генераторы не были закрыты головным обтекателем. Вопрос о радиоактивном заражении при возвращении корабля на Землю, во время которого все генераторы должны были сгорать, тоже волновал конструкторов. Ведь всего за 4 года до этого, 5 августа 1963 года, был подписан договор об запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, под водой и в космосе. Заражение от ядерных взрывов в атмосфере было значительно больше, чем при разрушении двух небольших генераторов. Тем не менее, было решено изотопные генераторы заключить в спускаемые капсулы, обеспечивающие торможение в атмосфере и посадку. После обнаружения капсул, изотопные источники предполагалось утилизировать.

Нажать для увеличенияНажать для увеличенияК середине 1967 года в Филиале №3 были уже готовы деревянный макет корабля, динамический стенд для отработки пушки Нудельмана, разработан и успешно защищен перед экспертной комиссией эскизный проект, разработана и запущена в производство вся конструкторская документация по “Звезде” и ракете-носителю “Союз-М”.

В Филиале №3 рассчитывали набрать космонавтов-испытателей для полетов на 7К-ВИ у себя в КБ. Однако добиться этого было непросто — корабль создавался исключительно для военных. В лючшем случае можно было добиться включения своих представителей в будущие экипажи 7К-ВИ в качестве бортинженеров.

В сентябре 1966 года в Звездном городке была сформирована группа космонавтов для полетов на 7К-ВИ. Ее возглавил опытный космонавт Павел Попович. Кроме него в группу вошли Алексей Губарев, Юрий Артюхин, Владимир Гуляев, Борис Белоусов и Геннадий Колесников. 2 сентября 1966 года генерал Каманин доложил маршалу Руденко предложения о закреплении космонавтов за космическими кораблями. Руденко в основном согласился, но высказался за укрепление группы 7К-ВИ. Дополнительно в группу включили Анатолия Воронова и Дмитрия Заикина.

18 января 1967 года были переведены в группу по программе Л-1 для облета Луны (вариант с подсадкой с корабля 7К-ОК) Павел Попович (на должность командира корабля), Анатолий Воронов и Юрий Артюхин (на должности бортинженеров корабля). Однако формальный перевод космонавта в другую группу порой ничего не значил и никак не сказывался на работе самого космонавта. Во всяком случае, Павел Попович до начала 1968 года активно занимался программой 7К-ВИ.

В 1967 году Павел Попович приезжал в Куйбышев, изучал системы “Звезды”, провел тренировки в деревянном макете корабля и на динамическом стенде с имитацией стрельбы в космосе. Оценки Поповичем корабля были самые восторженные. Позже, в декабре 1967 года — феврале 1968 года, когда программу 7К-ВИ закрывали, Попович активно отстаивал этот корабль.

По рассказам большого знатока истории советских космических экипажей ныне покойного Вадима Молчанова из первой шестерки космонавтов были предварительно сформированы два экипажа Попович — Колесников, Губарев — Белоусов. Два инженера остались в резерве, дожидаясь начала полетов 7К-ВИ и назначения в группу новых пилотов.

Выбыл из группы 7К-ВИ и Владимир Гуляев. Летом 1967 года на отдыхе он получил черепно-мозговую травму и перелом шейного позвонка. После длительного лечения и медицинского освидетельствования 6 марта 1968 года приказом Главкома ВВС №0159 Гуляев был отчислен из отряда космонавтов по состоянию здоровья. Геннадий Колесников 16 декабря 1967 года приказом Главкома ВВС №0953 тоже был отчислен из отряда космонавтов по болезни (язва двенадцатиперстной кишки.) Следующим группу 7К-ВИ покинул Борис Белоусов. 25 декабря 1967 года в ЦПК состоялись государственные выпускные экзамены слушателей-космонавтов набора 1965 года, командиром этой группы из 20 слушателей был инженер-майор Белоусов. На экзамене он получил тройку и 5 января 1968 года приказом Главкома ВВС №03 Борис Белоусов был отчислен из отряда ЦПК ВВС. Всего же в течение 1967 года в группу 7К-ВИ по официальным данным ЦПК входили Павел Попович (старший группы, переведен на программу Л-1). Владимир Шаталов (пришел с программы “Восход-3”, но в этом же году переведен на программу 7К-ОК), Алексей Губарев, Юрий Артюхин (переведен на программу 7К-Л1), Анатолий Воронов (переведен на программу 7К-Л1), Дмитрий Заикин, Владимир Гуляев (выведен из группы по состоянию здоровья). По некоторым данным некоторое время в группу входил и Георгий Береговой. Также как и Шаталов, он пришел в 7К-ВИ из программы “Восход-3” и вскоре был переведен на программу 7К-ОК.

В результате в группе к началу 1968 года остались лишь Алексей Губарев и Дмитрий Заикин. Губарев стал командиром группы космонавтов по программе 7К-ВИ.

В разгар работ над “Звездой”, в конце 1966 — начале 1967 года был проведен специальный отбор кандидатов для полетов на 7К-ВИ среди военных ученых и сотрудников военных Научно-исследовательских институтов. В результате этого отбора 12 апреля 1967 года в отряд космонавтов ВВС были зачислены три военных специалиста из НИИ-2 Министерства обороны СССР (НИИ ПВО Страны), расположенного в г.Калинин (ныне — Тверь): Владимир Алексеев, Михаил Бурдаев и Николай Порваткин. Они имели опыт работы, по космическим военно-исследовательским программам. В частности, Бурдаев до отбора в отряд занимался вопросами перехвата космических аппаратов.

В марте 1967 года Министерство обороны СССР выдало тактико-технические требования на разработку 7К-ВИ. 15 июля 1967 года Совет Обороны обязал Министерство обороны увеличить подготовку военных космонавтов для программ “Алмаз”, 7К-ВИ и других кораблей. 31 августа 1967 года в Совете Министров СССР прошло большое совещание по ходу отработки военно-исследовательского космического корабля. Его провел заместитель председателя ВПК Георгий Николаевич Пашков. Главный конструктор Дмитрий Ильич Козлов доложил, что первый беспилотный технологический корабль будет готов к испытательному полету во второй половине 1968 года. Директор завода “Прогресс”, где должны были делать корабль, назвал более реальным сроком 1969 год.

В 1967 году был разработан эскизный проект (ЭП) и изготовлен полноразмерный макет. Проект очередного комплекса 7К-ВИ был одобрен, был утверджден срок испытательного полета — конец 1968 года.

Однако спустя два года после начала работ главный конструктор Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения В.П.Мишина выступил с предложением о прекращении этих работ. Доводы против 7К-ВИ были довольно убедительные: зачем дублировать 7К-ОК? ЦКБЭМ заявило о способности доработать свой корабль и решать на нем все необходимые военным задачи - вплоть до установки на космический корабль пушки. Но основной причиной было все же нежелание ЦКБЭМ терять монополию на пилотируемые полеты в космос. Еще один способ закрыть неугодный проект — предложить свой Мишин предложил новый проект Орбитальной исследовательской станции 11Ф730 "Союз-ВИ". Станция должна бала состоять из орбитального блока 11Ф731 ОБ-ВИ и корабля снабжения 11Ф732 7К-С. Последний предлагалось создать на базе уже летающего 7К-ОК "Союз". Предлагалось разработать и модификации корабля 7К-С для автономных полетов по военным программам: — 11Ф733 7K-C-I для кратковременных исследований; — 11Ф734 7K-C-II для длительных полетов. Для снабжения Орбитальной исследовательской станции 11Ф730 "Союэ-ВИ" предполагалось создать на базе 7К-С грузовой транспортный корабль 7К-СГ 11Ф735. В будущем из этого варианта появился "Прогресс". Только из-за задержки создания 7К-С его базой стал корабль 11Ф6157К-Т.

13 октября 1967 года. Мишин написал письмо Афанасьеву и Смирнову, в котором просит ни много ни мало как. "Закрыть программу 7К-ВИ и за счет его создать в 1968 году дополнительно 8-10 кораблей 'Союз'"' Однако просто так закрыть чужой проект, пусть даже и своего филиала, Мишин не мог. Тем более, что проект поддерживало Министерство обороны. Нужно было обосновать такое предложение Тогда из ЦКБЭМ посыпалась критика на технические решения, предложенные Филиалом №3 и отличавшие проект 7К-ВИ от 7К-ОК Прежде всего "Подлипкам" не понравились радиоизотопные термогенераторы энергии Они вызывали слишком большие опасения в части радиационной безопасности экипажа "Звезды" Нужно было предусмотреть такую защиту и в штатном случае 30-суточного полета, и в нештатных аварийных ситуациях. Также массу нареканий вызывало расположение люка в теплозащитном днище спускаемого аппарата 7К-ВИ.

9 января 1968 года в соответствии с указанием Министерства общего машиностроения Дмитрий Ильич Козлов подписал приказ №51 по предприятию о прекращение работ по военно-исследовательскому комплексу 7К-ВИ 11Ф73 и о начале работ по орбитальному блоку 11Ф731 ОБ-ВИ Орбитальной исследовательской станции 11Ф730. Попытки вернуться к 7К-ВИ еще предпринимались. Так на защиту проекта встал отряд военных космонавтов. 27 января 1968 года Николай Каманин вместе с Юрием Гагариным, Германом Титовым, Павлом Поповичем, Валерием Быковским, Павлом Беляевым и Алексеем Леонов отправились на прием к первому заместителю министра обороны СССР маршалу Ивану Игнатьевичу Якубовскому. Беседа с маршалом продолжалась более полутора часов. Якубовский внимательно выслушал просьбы космонавтов и обещал помочь. Но 17 февраля 1968 года был поставлен окончательный крест на "Звезде". Последними капитулировали военные. В тот день в Генеральном штабе Министерства обороны СССР состоялся Научно-технический совет по кораблю 7К-ВИ, на котором обсудалось и было подержено преложеие не строить военно-исследовательский космический корабль 7К-ВИ, а вместо него построить военно-исследовательский корабль на базе "Союза".

В январе 1968 года в соответствии с указанием Министерства общего машиностроения работы по военно-исследовательскому кораблю 7К-ВИ были прекращены.

 

«“Звезда” Дмитрия Козлова», К.Лантратов. Специально для «НК», 1997 год.

 

Назад

Корабли и проеты

Энциклопедия