Долговременная орбитальная станция ДОС-7К

Работы по ДОС-7К в ЦКБЭМ и филевском филиале ОКБ-52 начались уже в декабре 1969 года. Заказчиком ДОС-7К формально стала Академия Наук СССР. 9 февраля 1970 года было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР №105-41. Оно предусматривало создание на основе уже изготовленных корпусов орбитальной станции "Алмаз" (их по заказу челомеевского ОКБ-52 делал Машиностроительный завод имени М.В.Хруничева) упрощенной гражданской станции. На основании постановления был издан приказ министра Общего машиностроения №57сс от 16 февраля 1970 года. Приказ предусматривал передачу из ОКБ-52 в ЦКБЭМ шести уже готовых летных и технологических корпусов орбитальной станции "Алмаз".

В конце 1969 года секретарь ЦК КПСС Д. Ф. Устинов предложил главному конструктору ЦКБЭМ В.П.Мишину создать в интересах науки и паритета с США орбитальную станцию. Но при этом были поставлены следующие условия: создать станцию за год-полтора; максимально использовать приборы и оборудование, проверенные при полетах автоматических аппаратов и пилотируемых кораблей; договориться с Главным конструктором филиала № 1 ОКБ-52 В.Н.Бугайским об участии филиала в составе кооперации по созданию станции. На новый 1970 год В.П.Мишин специально приехал в Баковский дом отдыха, где в это время находился В.Н.Бугайский, чтобы заручиться его согласием. Затем в январе 1970 года состоялась беседа Д.Ф.Устинова с В.П.Мишиным, В.Н.Бугайским и М.И.Рыжих — директором завода имени М. В. Хруничева (ЗИХ), в ходе которой были решены основные организационные вопросы.

В феврале 1970 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР о разработке и создании долговременной орбитальной станции (ДОС). Данное Постановление предусматривало использование существующих приборов и агрегатов, а также передачу уже изготовленных на ЗИХе корпусов ОПС «Алмаз» в распоряжение ЦКБЭМ, а коллективу филиала № 1 ЦКБМ под руководством В.Н.Бугайского необходимо было провести конструкторскую доработку данных корпусов под новую станцию. Заказчиком данной ДОС была АН СССР.

После выхода Постановления в ЦКБЭМ был разработан упрощенный аванпроект, который и был вскоре передан в КБ В.Н.Бугайского. Рассмотрение данного аванпроекта происходило в филиале № 1 у Главного конструктора. От ЦКБЭМ присутствовали заместитель Главного конструктора К.Д.Бушуев, К.П.Феоктистов, другие специалисты. На этом же совещании были представлены ведущие конструкторы по станции - от ЦКБЭМ был представлен Ю.П.Семенов, от филиала № 1 - В.В.Палло.

Для ускорения работ по ДОС В.Н.Бугайским были приняты соответствующие организационные и технические решения. В КБ во главе с В. В. Палло была создана группа ведущих конструкторов. Постепенно в нее вошли П.А.Ивенсен и В.М.Волохин (заместители В.В.Палло), В.В.Павлов (по летному, штатному изделию), Ю.П.Алексеев, Ю.П.Корнилов и В.И.Яковлев (по стендовой и тренажерной отработке), П.П.Тарутин (по производству на ЗИХе), Н.И.Архипова. Следующий шаг - создание компоновочных чертежей, что было выполнено в сжатые сроки комплексной бригадой. По разработанным чертежам за короткий срок (10—14 дней) был создан в модельном цехе полномасштабный корпус станции (в основном из фанеры). На данном макете была отработана компоновка станции как общая, так и по отсекам. При этом использовались макеты приборов и оборудования и натурные образцы, представленные ЦКБЭМ. После проведения макетирования и подготовки компоновочных чертежей были приглашены космонавты и ведущие специалисты ЦКБЭМ, включая Феоктистова и Семенова для ознакомления с выполненной компоновкой и ее утверждением.

Идеология функционирования станции, взаимосвязи ее систем и основные исходные данные были разработаны и определены ЦКБЭМ, конструкторская разработка этих предложений и воплощение их в реальное изделие принадлежат КБ, возглавляемому В.Н.Бугайским, а затем (с 1973 г.) Д.А.Полухиным.

Следующим шагом по ускорению процесса создания станции явилось решение о передаче двух имеющихся на ЗИХе корпусов ОПС под стендовые изделия (медицинский и стенд динамики), что позволило сэкономить время па проведение необходимых испытаний. На штатные изделия были заказаны новые корпуса. Производство этих корпусов на ЗИХе шло уже с учетом соответству-ющих изменений под новую станцию, которая получила индекс 17К и наименование ДОС — долговременная орбитальная станция. Корпуса под ДОС в производство запускались серией по два корпуса на серию. Например, первые два корпуса для новых станций имели серию № 121 и № 122.

В феврале 1971 года ДОС-1 был отправлен на космодром Байконур для начала испытаний в 1-е Испытательное управление. Первая долговременная орбитальная станция (ДОС-1) была подготовлена испытателями 1ИУ и 4ИУ совместно с представителями промышленности и стартовала с 81 площадки 19 апреля 1971 года. Название «Салют», по воспоминаниям В.Н.Бугайского, было предложено на космодроме В.П.Мишиным, после неоднократных совместных обсуждений различных названий. Все последующие ОС также имели название «Салют». Несброшенная крышка отсека научной аппаратуры станции «Салют» (из-за несрабатывания одной группы пирозапалов) существенно сократила проведение научно-исследовательских работ с 2-х метровым телескопом, установленном в отсеке научной аппаратуры (ОНА).

Экипаж «Союз-10» во время облета станции «Салют» (по заданию с Земли) сфотографировал стыковочный узел станции. Это было необходимо для решения вопроса о возможности будущей стыковки со станцией следующего корабля, полет которого, исходя из баллистических условий, благоприятных для обслуживания работ ЦУПом, должен быть осуществлен через месяц после полета «Союз-10», поэтому доработку стыковочного узла КК «Союз-11» необходимо было закончить за это время.

 

Назад

Корабли и проеты

Энциклопедия