Краткая информация

Нажать для увеличенияИстория пилотируемой космонавтики в Японии - свидетельство того, что возможность самостоятельно осуществлять пилотируемые полеты не связана напрямую с уровнем промышленного развития. Если такая технологически развитая страна, как Япония, оказалась не способна осуществить самостоятельный выход в космос...

Хотя такие планы в Японии возникали неоднократно. Например, работы в области космической медицины, с чего и начинается пилотируемая космонавтика, начались в Японии в 1963 году.

В апреле 1981 года во французском журнале Air & Cosmos появилось сообщение, что вопрос создания пилотируемого шаттла изучается в Японии с 1978 года. Были приведены и параметры шаттла - длина 14 метров, размах крыльев 7,5 метров, вес 10 тонн, экипаж - 4 астронавта.

5 мая 1987 года в газете «Комсомольская Правда» появилась новая информация со ссылкой на статью в японской газете «Нихон Кэйдзай» от 4 мая. В соответствии с этой статьей во второй половине 90-х годов Япония планировала начать осуществление собственных пилотируемых космических полетов. Это должно было стать целью национальной космической программы, основные направления которых были утверждены правительственным комитетом по космическим исследованиям. В рамках этой программы планировалось строительство японского челночного корабля многоразового использования, а к 2000 году - национальной орбитальной станции. Эти космические аппараты, как и ракета-носитель нового поколения Н-2, должны были создаваться на основе японских технологий. На эти цели в ближайшие 15 лет планировалось выделить 6 триллионов цен. До конца была доведена только разработка носителя Н-2, а проект пилотируемого шаттла, возможно послужил основой автоматического шаттла HOPE-X.

В начале 2002 года в интернете снова появились сообщения о планах Японии развивать пилотируемую космонавтику (даже с картинками пилотируемых японских кораблей). Однако все осталось на уровне проектов.

После того как в 2003 и 2005 году Китай дважды успешно осуществил пилотируемые полёты, в Японии вновь начались разговоры о необходимости обеспечения независимого доступа в космос для японских астронавтов. Для экономии времени и средств предлагалось разработать пилотируемый корабль на основе создаваемого в Японии для снабжения МКС автоматического транспортного корабля HTV. В некоторых сообщениях даже говорилось о наличии планов пилотируемой лунной экспедиции... Но в мае 2006 года энтузиастов пилотируемой космонавтики постигло разочарование. На встрече с журналистами, учеными и бизнесменами японский министр по науке и технологии Ивадо Мацуда (Iwado Matsuda) заявил, что у Японии нет планов реализации собственной пилотируемой программы, и что исследование космоса будет проводиться с помощью автоматических систем.

В апреле 2009 года появилась информация, что после отказа Казахстана от отправки своего космонавта на МКС, вероятной кандидатурой на освободившееся место станет представитель Японии, но будет ли это космический турист или профессиональный астронавт разъяснено не было. Однако в итоге третье место занял космический турист из Канады.

В 2009 году в отряд астронавтов JAXA было зачислено ещё три кандидата, которые в августе приступили к двухлетней общекосмической подготовке вместе с астронавтами 20-го набора НАСА, успешно завершив которую в июле 2011 года все трое получили квалификацию профессиональных астронавтов.

Несмотря на сложившуюся кооперацию с Россией и США, правительство Японии рассматривало вопрос о реализации собственной амбициозной программы пилотируемых полетов на Луну. Причем, судя по всему, вопрос поднимался неоднократно, но каждый раз от этой идеи отказывались из-за высокой стоимости программы.

Поэтому при осуществлении пилотируемых полётов Япония по-прежнему кооперируется с США и Россией. К концу 2016 года 11 японских астронавтов уже слетали в космос и один готовится к комическим полетам. Интересно то, что только 10 летавших японцев являются профессиональными астронавтами NASDA (ныне переименовано в JAXA) - японского национального космического агентства. Самый первый японец, слетавший в космос на советском космическом корабле «Союз ТМ-11», Тоёхиро Акияма (Toyohiro Akiyama) был журналистом и, фактически, первым иностранным космическим туристом. А точнее - первым человеком, совершившим полёт в космос на коммерческой основе. Настоящим же первым японским космическим туристом чуть было не стал Дайсуке Эномото (Daisuke Enomoto), который начал проходить подготовку к полёту, но был от неё отстранён по медицинским показаниям.

К середине второго десятилетия XXI века Япония активно участвует в работе МКС, куда японские астронавты отправляются практически ежегодно. Кроме того, 24 сентября 2019 года администратор НАСА Джеймс Брайденстайн (James Bridenstine) и президент JAXA Хироси Ямакава (Hiroshi Yamakawa) подтвердили участие Японии в американской программе «Артемида», включая возможность включения японского астронавта в экипаж лунной экспедиции. В развитии этой идеи 23 октября 2020 года министр науки Японии Хагиуда Коити (Hagiuda Koichi) сообщил журналистам, что японское правительство заинтересовано в полете японского астронавта на Луну, и будет содействовать реализации таких планов. Однако, так как к концу 20-х готов, когда может состояться такой полет, почти половина из семи активных астронавтов достигнет пенсионного возраста, космическое агентство JAXA должно рассмотреть вопрос набора новых астронавтов под лунную программу. Такой набор, который станет уже шестым по счету, может начаться осенью 2021 года.