Порядковый номер - 4 (2)
Количество полетов - 1
Продолжительность полетов - 4 часа 56 минут 5 секунд.
Статус - астронавт НАСА
Дата и место рождения:
Родился 1 мая 1925 года в городе Болдер (Boulder), штат Колорадо.
Дата и причина смерти:
Умер 10 октября 2013 года в Денвере после перенесенного инсульта, вызвавшего частичный паралич. Тело кремировано, прах захоронен на семейном ранчо Стимбоут-Спрингс, штат Колорадо.
Образование и научные звания:
В 1943 году после окончания колледжа в Болдере стал курсантом авиационного училища, но прервал учебу.
В 1945 - 1949 годах учился в Университете Колорадо (University of Colorado) и получил степень бакалавра наук по авиационной технике.
Профессиональная деятельность:
В 1969 году основал компанию Sear Sciences, Inc. и стал ее главным исполнительным директором. Компания занималась разработкой и развитием технологий использования ресурсов океана и сохранением экологического равновесия. Работал в тесном взаимодействии с французским океанологом Жак-Ивом Кусто и командой его корабля "Калипсо" (Calypso), участвовал в подводных работах по всему миру, в том числе подо льдом Арктики.
Работал представителем пресс-службы компаний General Motors (Oldsmobile), Standard Oil и Atari на телевидении. Участвовал в съемках множества документальных фильмов.
Читал лекции в США и за рубежом об истории подводных исследований, работал консультантом по вопросам аэронавтики и подводных работ в различных частных компаниях.
Воинская служба:
В 1949 году поступил на службу в ВМС США. Прошел летную подготовку на авиастанциях ВМС Пенсакола (NAS Pensacola), штат Флорида, и Корпус-Кристи /"Тело Христово"/ (NAS Corpus Christi), штат Техасе, и в апреле 1951 года стал военно-морским летчиком.
Во время Корейской войны служил в 6-й эскадрилье патрульных самолётов (Patrol Squadron Six), выполнял полеты в целях противолодочной обороны, воздушного наблюдения, выполнял задачи по постановке мин с воздуха и радиотехнической разведке в Желтом море, Южно-Китайском море и в Тайваньском проливе.
В 1954 году прошел подготовку в Школе летчиков-испытателей ВМС США (Navy Test Pilot School) на авиастанции ВМС Пэтьюксент-Ривер (NAS Patuxent River), штат Мэриленд, и был направлен в отдел испытаний электроники (Electronics Test Division) в Летно-испытательном центре ВМС (Naval Air Test Center). Участвовал в испытаниях различных самолетов.
В 1957 - 1959 годах прошел обучение на курсах общевойсковой подготовки ВМС (Navy General Line School) и курсах обучения лётчиков ведению боевой воздушной разведки (Navy Air Intelligence School). Был назначен офицером воздушной разведки на авианосец U.S.S. Hornet.
Участвовал в реализации программы ВМС США «Man-in the-Sea» ("Человек в море"). Летом 1965 года во время эксперимента SEALAB II провел 30 дней в подводной лаборатории у берегов Калифорнии на глубине 205 футов (~62,5 метра), после чего заявил, что подводный мир еще более враждебен человеку, чем космос. Был командиром двух экипажей, которые работали в этой лаборатории во время 45-дневного эксперимента.
Во время полета корабля Gemini-5 в августе 1965 года был организован уникальный в своем роде телефонный разговор между находящимся на дне моря Скоттом Карпентером и экипажем, пилотирующим Gemini-5 Гордоном Купером и Чарльзом Конрадом.
В 1967 году Карпентер вернулся к работам по программе разработки систем глубоководного погружения (Deep Submergence Systems - DSSP) и был руководителем работы акванавтов во время проведения эксперимента SEALAB III. Отвечал за проведение водолазных работ с автономными дыхательными аппаратами, организацией глубоководного поиска и спасения, и исследования условий пребывания человека на морском дне.
Вышел в отставку из ВМС в июле 1969 года.
Воинское звание:
Лейтенант ВМС США (1959)
Коммандер (капитан II) ВМС США в отставке.
Работа в НАСА:
В 1966 - 1967 годах работал помощником директора Центра космических полетов (Manned Spaceflight Center), участвовал в проектировании лунного посадочного модуля (Apollo Lunar Landing Module) и руководил подводными тренировками астронавтов НАСА по отработке внекорабельной деятельности.
Уволился из НАСА в августе 1967 года.
Космическая подготовка:
В апреле 1959 года был зачислен в первый отряд астронавтов НАСА. Прошел подготовку к космическому полету, cпециализировался на вопросах системы связи и навигации.
В марте 1962 года был назначен пилотом Mercury MA-7 вместо снятого с подготовки по медицинским показателям Дика Слейтона.
Первый полет
Полет состоялся 24 мая 1962 года на корабле Mercury MA-7 (капсула № 18 Aurora 7, РН Mercury-Atlas-D). Выполнил три витка вокруг Земли.
Продолжительность полета составила 4 часа 56 минут 5 секунд.
Во время полета откaзaлa системa ориентaции и системa терморегулировaния, в результaте темперaтурa поднялaсь до 40С. Из-за большого расхода топлива при ручном построении ориентации, корабль совершил посадку в 465 километрах от расчетной точки. После приводнения Карпентер около трех часов находился в спасательной лодке в ожидании поисковой команды.
В 1964 году, после того, как Карпентер повредил локтевой сустав во время аварии на мотоцикле на Бермудских островах, он был лишен летного статуса.
Классность:
К моменту зачисления в отряд астронавтов его налет составлял 2 800 часов, из них 300 часов на реактивных самолетах.
Публикации:
Соавтор книги We Seven, by the Astronauts Themselves, 1962 год.
Автор нескольких рассказов, первыми из которых были The Steel Albatross и Deep Flight.
В соавторстве со своей дочерью Кристин опубликовал в январе 2003 года книгу своих мемуаров For Spacious Skies.