Virgil Ivan «Gus» Grissom

Вирджил Айвен «Гас» Гриссом

Порядковый номер (суборбитальный)  - 2  (2)
Количество суборбитальных полетов   - 1

Порядковый номер (космический)   - 16 (5)
Количество полетов                             - 1
Продолжительность полетов - 5 часов 8 минут 31 секунда.


Статус - астронавт НАСА

Дата и место рождения:
Родился 3 апреля 1926 года в городе Митчел (Mitchell), штат Индиана.
 
Дата и причина гибели:
Погиб 27 января 1967 года в результате ожогового шока от пожара, возникшего во время тренировки в кабине корабля Apollo 1 (SA-204) на стартовой площадке LC-34 на мысе Канаверал. Похоронен на Арлингтонском национальном кладбище (Arlington National Cemetery), шт.Вирджиния. Его имя увековечено на «Космическом зеркале» - Мемориале астронавтов, расположенном в Космическом центре им.Кеннеди, шт. Флорида.
 
Образование и научные звания:
В 1944 году окончил среднюю школу (Mitchell High School) в Митчеле.
В 1950 году окончил Университет Пэрдью (Purdue University) и получил степень бакалавра наук по механике.
В октябре 1956 года окончил курс авиационного машиностроения в Технологическом институте ВВС (Air Force Institute of Technology).
 
Профессиональная деятельность:
После ухода из армии в ноябре 1945 года некоторое время работал в компании Carpenter's Bus Body Works, занимавшейся производством школьных автобусов.
 
Воинская служба:
В 1944 году поступил на службу в корпус армейской авиации (Army Air Corps) и был направлен на летную подготовку. Когда он завершил подготовку, Вторая мировая война уже закончилась, и после нескольких месяцев службы в канцелярии на аэродроме Boca-Raton, штат Флорида, решил уволиться из Вооруженных сил, что и произошло в ноябре 1945 года.
В 1950 году поступил на службу в ВВС США и был направлен на летную подготовку на авиабазу Лак (Luke AFB), которую завершил в марте 1951 года и получил назначение в 75-ю эскадрилью истребителей-перехватчиков (75th Fighter Interceptor Squadron).
Затем служил строевым летчиком в 334-й эскадрильи истребителей-перехватчиков (334th Fighter Interceptor Squadron), участвовал в Корейской войне, на его счету более 100 боевых вылетов на самолете F-86 Sabre. В нарушение принятой у военных летчиков традиции называть свои самолеты именами своих жен и подружек, Гриссом назвал свой истребитель Scotty (Скотти) в честь своего годовалого сына. Сбил первый самолет противника уже во втором боевом вылете.
Вернувшись в США в 1952 году, служил пилотом-инструктором на авиабазе Брайен (Bryan AFB), штат Техас.
С октября 1956 по май 1957 года (Class 56-D) проходил подготовку в Школе ВВС США по подготовке пилотов для экспериментальных летных испытаний (Air Force Experimental Flight Test Pilot School) на авиабазе Эдвардс (Edwards AFB), штат Калифорния.
Затем служил летчиком-испытателем в Летно-испытательном центре на авиабазе Райт-Патерсон (Wright-Patterson AFB), штат Огайо. Принимал участие в испытаниях самолетов T-33, F-86, F-94, F-100, F-102 и F-104.
 
Воинское звание:
Капитан ВВС (1959).
Майор ВВС (15.07.1962)
Подполковник ВВС
 
Космическая подготовка:
В апреле 1959 года был зачислен в первый отряд астронавтов НАСА. Прошел полный курс подготовки и специализировался по вопросам реактивной системы управления, ручного управления, автопилота и датчика горизонта.
 
21 февраля 1961 года был отобран одним из трех астронавтов, которым предстояло первыми выполнить полеты на кораблях серии Mercury. 17 июля 1961 года был назначен пилотом Mercury MR-4.
 
Первый полет

Нажать для увеличения

Полет состоялся 21 июля 1961 года на корабле Mercury MR-4 (капсула № 11 Liberty Bell 7, РН Mercury-Redstone) по суборбитальной траектории. Это был второй полет по суборбитальной траектории. Максимальная высота составила 190,3 км, дальность - 485,8 км. После приводнения у капсулы отстрелился люк, в результате чего астронавт чуть было не погиб.

Продолжительность полета составила 15 минут 37 секунд.

Так как причина, по которой был отстрелен люк, оставалась не известной, некоторые руководители НАСА обвиняли в этом Гриссома.


Нажать для увеличения
 

Нажать для увеличения

Интересна судьба затонувшей капсулы. После многолетних поисков, в которых принимало участие и советское научно-исследовательское судно «Академик Мстислав Келдыш», в 1999 году капсула была обнаружена на глубине более 5 км. 20 июля 1999 года экспедиция, финансируемая телевизионным каналом Discovery Channel, подняла капсулу на поверхность. После реставрационных работ капсула в течение трех лет экспонировалась в различных музеях США, а затем заняла место в экспозиции Канзасского центра космоса (Kansas Cosmosphere and Space Center).

 
Как астронавт НАСА, Гриссом принимал участие в разработке нового корабля по проекту Gemini (другое название - Mercury Mark II), и 13 апреля 1963 года был назначен командиром первого испытательного полета корабля.
Хотя НАСА и запретило астронавтам давать кораблям серии Gemini персональные названия, как это было с кораблями Mercury, корабль Гриссома имел неофициальное название Molly Brown («Молли Браун»), по имени героини популярной музыкальной комедии Unsinkable Molly Brown («Непотопляемая Молли Браун»). Это был «тонкий намек» на судьбу первого корабля Гриссома - затонувшей капсулы «Liberty Bell-7».
 
Второй полет

Нажать для увеличения

С 23 марта 1965 года в качестве командира корабля Gemini-3. Это был первый пилотируемый полет американского двухместного корабля новой серии. Во время полета астронавты выполняли первый маневр по изменению орбиты корабля с использованием ручного управления.

Продолжительность полета составила 4 часа 52 минуты 31 секунду.

Нажать для увеличения
 
Был дублером командира корабля Gemini-6.
 

Нажать для увеличения

21 марта 1966 года был назначен командиром экипажа первого пилотируемого полета по программе Apollo. Погиб 27 января 1967 года вместе с экипажем во время возникшего пожара в корабле во время одной из тренировок по подготовке к двухнедельному орбитальному полету на корабле Apollo-1 (SA-204), который был назначен на 21 февраля 1967 года. Точная причина возникновения пожара так и не была установлена.

Нажать для увеличения
 
Классность:
Его налет составлял более 4 600 часов, из них не менее 3 500 часов на реактивных самолетах.
 
Публикации:
Соавтор книги We Seven, by the Astronauts Themselves (1962).
Успел закончить книгу о своем полете на корабле Gemini-3.
 
Награды:
Был награжден Крестом «За выдающиеся летные заслуги» (Distinguished Flying Cross), медалью «За воздушные операции» (Air Medal).
Был также награжден двумя медалями НАСА «За выдающиеся заслуги» (NASA Distinguished Service Medal), медалью НАСА «За исключительные заслуги» (NASA Exceptional Service Medal).
Посмертно награжден Космической медалью почёта конгресса США (Congressional Space Medal of Honor).
12 мая 1968 года его именем была названа авиабаза резерва ВВС США: Grissom Air Reserve Base в штате Индиана (Indiana).
Его имя внесено в Зал славы американских астронавтов (U.S. Astronaut Hall of Fame).
 
Семейное положение
Отец - Деннис Дэвид Гриссом (Dennis David Grissom).
Мать - Сесиль Кинг Гриссом (Cecile King Grissom).
Младшие братья - Норман (Norman) и Лоуэлл (Lowell).
Младшая сестра - Уилма (Wilma).
Жена - Элизабет «Бетти» Лавонн Мур (Elizabeth «Betty» Lavonne Moore, 08.08.1927 - 07.10.2018, в браке с 1945 г.
Сыновья - Алан Скотт (Allan Scott, род. 16.05.1950) и Гэри Марк (Gary Mark, род. 30.12.1953).
 
Увлечения
Увлекался плаванием под парусом, лыжами, охотой и рыбалкой.
 

NASA-1

С Ш А

Энциклопедия

 Назад