Летали ли американцы на Луну?

   
   
Астронавты не знали, что любой их чих был известен ЦК КПСС
   
    Говорят, что американский астронавт Эдвин Олдрин врезал одному из журналистов по физиономии, когда в очередной раз услышал вопрос: «А правда ли, что все полеты космических кораблей «Аполлон» на Луну были мистификацией?» Мне повезло больше. Астрономы Пулковской обсерватории в ответ на подобные сомнения не стали пинать меня ногами. Они начали терпеливо рассказывать про 380 килограммов лунного грунта, привезенного американцами на землю. Про специальные отражатели, оставленные на поверхности нашего естественного спутника, обнаружить которые теперь может любой обладатель мощного лазера. В общем, все то, что и так достаточно хорошо известно. В этот момент, заинтересовавшись темой разговора, к нам подошел мужчина и заявил: «Я знаком с человеком, который точно знает, были ли американцы на Луне. Вот его телефон».
   
   
   
На каждый хитрый «Аполлон» всегда найдется НИИ-885
   
    Целую неделю по нескольку раз в день я набирал заветный номер, но каждый раз слышал в трубке короткие гудки. Только тогда до меня дошло - в Питере нет телефонов, начинающихся с шестерки. Может быть, Москва? Первая же попытка дозвониться через межгород увенчалась успехом. К моему изумлению, «мистером X» оказался лауреат Госпремии, академик Евгений Молотов, который в те годы возглавлял отдел НИИ-885. Он согласился поведать нам историю о программе наблюдения за лунными похождениями американцев, которая еще вчера являлась государственной тайной.
   
    Итак, в конце шестидесятых годов дорогостоящее состязание между СССР и США за первенство в освоении космического пространства приобрело особенно острый характер. Задача перед нашими учеными стояла вполне определенная: первым на Луну должен ступить советский человек.
    Поэтому под руководством Королева в спешном порядке создавался мощный ракетоноситель «Н-1» и корабль «Л-3», способный совершить посадку на поверхность Луны. Американцы, в свою очередь, не жалели денег на программу «Аполлон». Победитель в этом поединке должен был получить невиданные политические дивиденды.
    В конце 1967 года секретарь ЦК КПСС Дмитрий Устинов, курировавший оборонную промышленность страны, дал поручение главному конструктору НИИ-885 (ныне - РНИИ КП) М. С. Рязанскому разработать специальный контрольный комплекс для слежения за американскими космическими кораблями, которые были готовы вот-вот стартовать в сторону Луны.
    К тому времени нашим институтом уже был создан наземный комплекс управления космическими кораблями советской лунной программы, включавший в себя два центра управления полетом, шесть наземных и три корабельных пункта. Но проблема заключалась в том, что эти станции не могли принимать сигналы с «Аполлонов». Они работали в другом частотном диапазоне.
    Пришлось специально для этих задач проектировать и строить еще один секретный центр.
    Было решено включить в его состав антенну ТНА-400 с диаметром зеркала 32 метра, которая размещалась в Крыму, вблизи Симферополя (позднее она использовалась для управления советскими «Луноходами»).
    Эта антенна была оснащена малошумящим приемным устройством, работавшим в диапазоне 13 сантиметров (длина волны передатчиков лунного модуля программы «Аполлон»). Принятый сигнал расшифровывался, из него выделяли голосовую информацию, телеметрию и телевизионную картинку.
    Оборудование было готово к работе уже в ноябре 1968 года.
   
   
Голоса с других планет
   
    Ровно через месяц новый комплекс мы испытали уже в «боевых условиях». К Луне стартовал «Аполлон-8» под командованием Ф. Бормана. Корабль сделал 10 витков вокруг нашего естественного спутника и со второй космической скоростью возвратился на землю, совершив мягкую посадку в океане.
    На протяжении всего полета прекрасно принимались переговоры экипажа с землей и телеметрическая информация, отражающая работу всех бортовых систем корабля.
    Естественно, в отличие от американцев, мы не могли прослушивать эфир круглосуточно. Когда Луна садилась за горизонт, контрольный комплекс прекращал свою работу.
   
    - А почему вы уверены, что сигнал шел с Луны, а не с мыса Канаверал, например?
   
    - Наша антенна имела очень узкую диаграмму направленности, то есть могла принимать сигнал с очень маленького участка неба (кружок размером с половину поперечника Луны). Поэтому ее нужно было чрезвычайно точно наводить на объект. Задача осложнялась еще и тем, что баллистические данные орбиты американских кораблей нам известны не были. Но по радио они сообщали время старта и время прибытия «Аполлона» к Луне. Этой информации было достаточно для наших ученых, чтобы высчитать параметры орбиты.
    Мы наводили в расчетную точку антенну и находили там источник сигнала. По мере того как «Аполлон» вращался вокруг Луны, мы вынуждены были двигать за ним и нашу антенну. Никаких сомнений по поводу того, что космический корабль находится возле Луны, у нас поэтому не возникало.
   
   
След на Луне
   
    Дальше слежение велось за космическими кораблями экспедиций «Аполлон-10», «Аполлон- 11» и «Аполлон-12» с декабря 1968-го по ноябрь 1969 года.
    Как и раньше, отлично принимались телефонные переговоры экипажей с землей и телеметрия, а вот телевизионная картинка оказалась, к сожалению, скверной. 32-метровая антенна для этих целей была слишком мала. Сами американцы использовали для приема телесигнала антенну диаметром 64 метра.
    Мы фиксировали всю информацию, а потом передавали ее руководству и различным заинтересованным организациям. К сожалению, никто из нас не знал в совершенстве английский язык, поэтому сразу понять все тонкости происходящего в космосе мы не могли. Но когда 20 июля 1969 года экипаж «Аполлона-11» высадился на Луну, а Нил Армстронг произнес свои знаменитые слова про маленький шаг для человека и огромный скачок для всего человечества, нам стало очень грустно и обидно. Как чувствовали, что после этого нашей лунной программе придет конец.
    И действительно, советское руководство вскоре приняло решение проводить исследование Луны автоматическими космическими аппаратами. Впрочем, и на этом пути были получены вполне впечатляющие результаты.
   
    - Некоторые скептики говорят, что спускаемый модуль совершал посадку на поверхность Луны в автоматическом режиме, в то время как астронавты отсиживались в командном модуле на круговой орбите.
   
    - Мы принимали огромный поток информации, который давал представление о работе абсолютно всех систем корабля и состоянии всех членов экипажа. Каждое произнесенное астронавтами слово записывалось на пленку. Кстати, у меня до сих пор лежат дома несколько кассет с их голосами. Вывод однозначный: они там были.
   
    - Но, вероятно, всю эту информацию можно было записать на магнитофон на земле, а потом транслировать с лунной орбиты?
   
    - Изготовить фальшивку подобной сложности, да еще так, чтобы специалисты ничего не заподозрили, практически невозможно. Проще слетать на Луну. Кроме того, не надо забывать, что наша программа контроля была секретной. Американцы не знали, что мы их прослушиваем.
   
   
* * *
   
    P.S. Чтобы хоть как-то приободрить многочисленных скептиков, расскажу еще одну историю. В конце прошлого года Европейское космическое агентство (ESA) запустило новый космический зонд «SMART-1», предназначенный для фотосъемки поверхности Луны с близкого расстояния. Ведущий научный сотрудник Бернард Фоинг особо подчеркнул, что одной из главных задач спутника будет фотосъемка мест посадок «Аполлонов». Первые изображения стали появляться на сайте ESA незамедлительно. Заинтригованная общественность со дня на день ждала развязки давнего спора. Но неожиданно публикация фотографий прекратилась. За полгода на всеобщее обозрение было представлено всего два снимка приполярных областей нашего спутника, да и то отвратительного качества. Чем вызвана эта столь странная задержка, руководители проекта не объясняют. А может быть, все-таки... не летали?
   


Валерий МИШАКОВ,

Тайный советник (Санкт-Петербург), № 03, 23.01.2006

Компьютерная обработка AVV

 Назад