Спецпроект «Лунная ракета»

    Самарские оборонщики, рискуя жизнью, спасли технику будущего 40 лет назад в Самаре, в условиях строжайшей секретности, была разработана уникальная космическая технология, до сих пор не имеющая аналогов в мире. Сотни конструкторов, одержимые идеей покорения космоса, невзирая на трудности, рискуя подчас собственной жизнью, строили будущее современной космонавтики. И даже когда партийные боссы решили «утилизировать» разработки самарских конструкторов, сотрудники КГБ отказались уничтожать многолетний труд ученых. Время рассудило их: даже через 40 лет легендарные лунные двигатели остаются лучшими в мире...
   
   
Секретный проект
   
    Одним из спасителей проекта был оперативник госбезопасности Валентин Бекмаматов. Именно он «обслуживал» поселок Управленческий, на территории которого среди прочих объектов находился засекреченный ОКБ-276 Министерства авиационной промышленности.
    На этом закрытом объекте, под завесой тайны, сотни лучших ученых и конструкторов Советского Союза работали над созданием новейших космических технологий. Руководил «лунными путниками» легендарный российский конструктор Николай Кузнецов.
    Начиная с 1958 года, Николай Кузнецов по инициативе Сергея Королева подключился к работе над ракетными двигателями. Кузнецовское ОКБ приступило к разработке двигателей для советского лунного ракетного комплекса Н1-Л3, получившего позднее название «Проект «Лунная ракета».
    Когда возник вопрос о создании специальной службы, которая будет обеспечивать безопасность «фирмы» Кузнецова, Николай Дмитриевич остановил свой выбор на Валентине Бекмаматове. Конструктор полностью доверял Валентину Михайловичу.
    - Без такого взаимного доверия невозможно было бы соблюдать тот напряженный производственный ритм, который был в те годы, когда делали двигатели, - рассказывает Владимир Орлов, заместитель главного конструктора ОКБ. - Были моменты, когда диспетчеры не успевали получить все необходимые разрешения. Тогда, бывало, даже вечером или ночью, звонили через дежурного завода ему домой, объясняли ситуацию. Если это было в интересах дела, Бекмаматов брал на себя ответственность и давал разрешение.
    Как вспоминает сын Валентина Бекмаматова Дамир Валиевич, отец дневал и ночевал на работе, часто уезжал на Байконур.
    - Когда случались неудачные старты, отец был удрученным, подавленным, - вспоминает Дамир Валиевич. - А когда, наоборот, пуск был нормальным, отец звонил нам по телефону ВЧ (закрытая правительственная связь): «Вы там телевизор смотрите? Удачный пуск был!»
    Первые испытания космической техники не прошли не замеченными западными спецслужбами. Интерес к секретным разработкам «советских» начали проявлять иностранные разведки. С середины 60-х годов недалеко от уникальных стендов по испытанию лунных двигателей началось строительство тольяттинского Автозавода. Там появилось много иностранцев, среди которых было немало агентов спецслужб.
    Несмотря на это, чекистам пришлось обеспечивать безопасность и секретность важнейшей государственной программы. И они преуспели в этом - о создании уникальной серии лунных двигателей серии НК иностранцы, строившие Автозавод, так ничего и не узнали.
    Но, как выяснилось позднее, на Западе все это время тщательно следили за космическими разработками в Куйбышеве и ждали удачного момента.
   
   
Ракеты - на металлолом
   
    К сожалению, первые четыре старта лунной ракеты закончились авариями. Четвертая ракета уже практически вышла в космическое пространство. До финиша оставалось совсем немного. И опять сбой... Дело в том, что у этой программы были большие противники в высших эшелонах власти. Закончилось все тем, что Политбюро эту тему закрыло и дало указание пустить лунные двигатели под автоген.
    В 1974 году советская программа высадки космонавтов на Луну была закрыта. Свертывание программы произошло по инициативе Валентина Глушко, возглавившего ЦКБЭМ в мае 1974-го, автоматически означало и отлучение кузнецовского ОКБ от ракетной тематики. Николай Дмитриевич глубоко переживал «опалу».
    - Глушко вообще не хотел ничего слышать о Кузнецове как ракетостроителе и специалисте в этой области, - рассказывает Дамир Бекмаматов. - Но Кузнецов не был бы Кузнецовым, если бы он остановился. Он начал бороться. Он ездил в Москву, доказывал...
   
   
Вопреки приказу
   
    Николай Дмитриевич решил сохранить четыре модификации двигателей НК, которые предназначались для четырех ступеней лунной ракеты. Полковник Бекмаматов поддержал Кузнецова. Он считал, что нужно бороться за сохранение результатов многолетнего труда тысяч людей. Было принято дерзкое и беспрецедентное решение - любой ценой сберечь технологии, равных которым в мире не существует до сих пор. Распоряжение «сверху» о сдаче на слом уже изготовленных двигателей Кузнецов не выполнил, а напротив - дал указание тщательно законсервировать их до лучших времен. Навстречу конструктору пошли местные комитетчики, которые впервые позволили себе ослушаться приказа «хозяина».
    - Это был серьезный риск, - вспоминает полковник госбезопасности Сергей Хумарьян. - Невыполнение приказа «сверху» в те годы было равносильно измене Родине, могли и расстрелять. Негласно было принято решение - с исполнением приказа не торопиться, переждать гнев руководства.
    Таким образом, было спасено около 80 двигателей с уникальными техническими характеристиками.
    - Пойти против решения Политбюро! Тогда это было просто невероятно! - продолжает Сергей Георгиевич. - Это был фактический протест против решения Генерального конструктора, который сумел убедить в своей правоте Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева.
    Даже близкий друг Кузнецова, знавший его в течение многих лет, маршал Дмитрий Устинов, впоследствии ставший министром обороны, не поддержал его.
    К решению проблемы подключили председателя КГБ Юрия Андропова, слова которого уже тогда имели большое значение.
    - Зачем обязательно пускать уникальные двигатели под автоген? Может быть, они пригодятся! - это мнение было доложено Андропову. Вероятно, Юрий Андропов и решил окончательную судьбу двигателей НК. Каких-либо мер наказания за ослушание к Кузнецову не применили, а Глушко на непременной ликвидации лунных двигателей НК уже не настаивал.
    Позднее Глушко все же приехал в Куйбышев. Он прибыл инкогнито с двумя московскими представителями на особо режимный закрытый завод и осмотрел место, где были спрятаны двигатели.
   
   
Шпионы «спасли» «Лунную ракету»
   
    В начале 90-х годов лунные двигатели НК воскресли из небытия и произвели настоящий фурор на мировом рынке авиакосмической техники. В том, что об уникальных двигателях вспомнили, есть, как это ни парадоксально, заслуга спецслужб США.
    С падением СССР и ослаблением контроля государства, в ситуации полной неразберихи, у американских шпионов появилась замечательная возможность пополнить свои копилки секретами самарских оборонщиков. В результате в начале 90-х Самара превратилась в место своеобразного «паломничества» представителей западных спецслужб.
    Первыми сюда потянулись представители всевозможных религиозных течений. Американские и британские проповедники со смиренными улыбками и добрыми, понимающими глазами втолковывали заблудшим самарцам прописные истины о добре и зле. Дело благое, но многое в поведении таких «миссий», мягко говоря, нелогично.
    Так, например, деятелям американского международного христианского центра «Маранафта» в свое время не давал покоя завод «Салют», именно там со времен «холодной войны» оставались на хранении позабытые всеми космические двигатели.
    И пока «заморские ксендзы» охмуряли местных «козлевичей», их интерес к «Салюту» становился все более явным. Свои встречи с прихожанами они старались проводить вблизи завода, собирали информацию о конструкторах и инженерах, интересовались продукцией, выпускаемой предприятием. В общем, занимались явно не своим делом. Как оказалось, среди проповедников были люди, известные в кругах, далеких от религии, и проходившие подготовку совсем не в «семинарии». Старые знакомые оказались сотрудниками американских спецслужб. Самарские чекисты резонно предположили, что люди, всю жизнь прослужившие в разведке, неспроста решили удариться в религию, да еще и выступить в роли миссионеров на территории страны - вероятного противника.
    После всех надлежащих проверок запылившиеся двигатели извлекли на свет божий. И тогда оказалось, что интерес шпионов к этим разработкам абсолютно оправдан.
    Двигатели, созданные почти сорок лет назад, до сих пор не имеют аналогов в мире и по всем характеристикам превосходят все имеющиеся западные разработки. Вскоре стало известно, что американцы, давно вынашивающие планы межпланетных полетов, готовы заплатить любые деньги за лицензию на «лунные» двигатели...
   

Марат Сафиулин,
Пульс Поволжья (Самара), 05.07.2006

Компьютерная обработка AVV

 Назад