Из опыта преподавания начертательной геометрии и инженерной графики

    Инженерная графика (ИГ) как учебная дисциплина о правилах построения и оформления технических чертежей базируется на фундаментальных положениях начертательной геометрии (НГ) о проецировании исследуемого объекта на две, три и более плоскостей проекций.
    Во времена Гаспара Монжа – основоположника НГ как науки – основными средствами связи и транспорта были конные экипажи и парусные суда. Теперь, спустя двести лет, мы пользуемся мобильными телефонами, компьютерами и услугами Интернет, ездим на автомобилях и скоростных поездах, летаем на многоместных лайнерах а кое-кто из избранных время от времени посещает МКС. Но многое ли изменилось с тех пор в методологии преподавания НГ?
    Одной из важнейших задач изучения НГ в технических ВУЗах считалось, да и теперь считается, развитие у обучаемых пространственных представлений и способностей к мысленному воспроизведению трехмерного объекта по его плоской модели – двухмерному чертежу. Достижение этой цели представлялось невозможным без овладения способами решения позиционных и метрических задач с объектами общего положения, то есть с объектами, произвольным образом расположенными в пространстве, разделенным на восемь подпространств – октантов.
    Образец «классической» метрической задачи, придуманной, видимо, лишь для того, чтобы вызвать легкую головную боль у будущего инженера, показан на рис.1.
   

Рис. 1

Рис. 1

   
    Используя один из способов преобразования проекций, будущий инженер найдет в конце концов правильное решение. Но зачем, спрашивается, составителю задачи надо было располагать плоскости проекций так, чтобы точка А оказалась во втором, а точка D – в четвертом октанте? Ведь при принятой в нашей стране европейской системе расположения стандартных чертежных видов весь исследуемый или проектируемый объект всегда помещается в первом октанте.
    Автор данной статьи в течение ряда лет проводит учебные занятия на кафедре инженерной графики ВВИА имени Н.Е.Жуковского с двумя группами курсантов, обучающихся по родственным специальностям А и Б. Курсанты группы А изучают дисциплину «Начертательная геометрия. Инженерная графика» по программе, составленной на основе соответствующего Государственного Образовательного Стандарта (ГОС), полный текст которого приводится ниже.
   
      Начертательная геометрия. Инженерная графика:
      Начертательная геометрия.
      Введение. Методы проецирования. Точка в ортогональных и аксонометрических проекциях. Прямая и плоскость в ортогональных проекциях. Преобразование проекций. Решение метрических и позиционных задач. Многогранники. Кривые поверхности. Построение развертки поверхности многогранника. Развертка кривых поверхностей.
      Инженерная графика.
      Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Основные правила оформления чертежей. Построение изображений – видов, разрезов, сечений. Выполнение чертежей и эскизов деталей. Аксонометрические изображения деталей. Выполнение сборочных чертежей. Спецификация. Чертеж общего вида и его чтение. Деталирование. Компьютерная графика.
   
    Курсанты группы Б изучают дисциплину «Инженерная графика» по программе, базирующейся на соответствующем ГОС:
   
       Инженерная графика.
       Конструкторская документация. Оформление чертежей. Элементы геометрии деталей. Изображения, надписи, обозначения. Аксонометрические проекции деталей. Изображения и обозначения элементов деталей. Изображение и обозначение резьбы. Рабочие чертежи деталей. Выполнение эскизов деталей машин. Изображения сборочных единиц. Сборочный чертеж изделий. Понятие о компьютерной графике.
   
    Оценивая результаты выполнения текущих заданий и зачетных работ по инженерной графике курсантами обеих специальностей, можно прийти к такому выводу: изучение НГ по программе дисциплины «Начертательная геометрия. Инженерная графика», соответствующей действующему ГОС, ни коим образом не влияет на усвоение обучаемыми правил разработки и оформления конструкторской документации. Что же в таком случае остается на долю НГ в процессе формирования современного инженера?
    На наш взгляд, раздел НГ программы дисциплины «Начертательная геометрия. Инженерная графика» для технических ВУЗов должен содержать всего четыре темы:
   1. Комплексный чертеж и аксонометрические проекции.
   2. Многогранники и их развертки.
   3. Кривые линии – коники, обводы, сплайны, циклические кривые.
   4. Кривые поверхности, их классификация и образование.
    Действующие ГОС нуждаются в коренной переработке. Непонятно, с какой целью по-разному изложено содержание разделов ИГ для родственных специальностей? В одном случае упоминается о спецификации и деталировании, а в другом – только о сборочных чертежах, но ни в том, ни в другом – ничего не сказано о размерных базах и правилах простановки размеров. Что же касается темы «Понятие о компьютерной графики», то она звучит как явный анахронизм.
    Практическая деятельность современного инженера немыслима без применения систем автоматизированного проектирования (САПР) с высокоразвитой функциональностью в части объемного моделирования. Конечно, любой инженер должен уметь выполнить на бумаге эскиз или чертеж проектируемого изделия и этому его надо научить, но еще важнее привить ему навыки работы с САПР для создания электронных макетов.
    Стоит ли говорить здесь об очевидных преимуществах проектирования за компьютером перед обычным черчением за кульманом? Достаточно привести лишь один пример, связанный с той же «классической» метрической задачей из курса НГ. Пусть инженеру-конструктору надо определить площадь и другие геометрические параметры плоской грани детали, модель которой показана на рис.2.
   

Рис. 2

Рис. 2

   
    Для этой цели ему достаточно сделать несколько кликов мышью, и через какие-нибудь полминуты результат появится на экране монитора (рис.3).
   

Рис. 3

Рис. 3

   
    Как не вспомнить в связи с этим известное изречение британского философа Альфреда Норта Уайтхеда: «Цивилизация движется вперед путем увеличения числа операций, которые мы можем осуществлять не раздумывая над ними».
    Автор будет признателен всем, кто откликнется на публикацию этой статьи на сайте www.astronaut.ru по e-mail: lev210734@yandex.ru .
   

Каманин Л.Н.
2007 год


Статья предоставлена автором

Компьютерная обработка AVV

 Назад