«Вертолетные приключения» Юджина Сернана

    28 октября 2001 года средства массовой информации сообщили: военный вертолет Армии Чешской Республики, на котором летели американский астронавт чешско-словацкого происхождения Юджин Сернан и чешский космонавт Владимир Ремек, потерпел аварию близ населенного пункта Милевско, на юге Богемии. Авария произошла чуть позднее 3-х часов дня близ военно-воздушной базы № 6 в 5-ти километрах от Милевско. Во время аварии на борту вертолета было 12 человек. Четыре члена экипажа пострадали от ранений, но никто не погиб. Сернан и Ремек были доставлены в больницу для обследования. К счастью, их жизни ничего не угрожало.
    «По непонятной пока причине двигатель внезапно отказал во время снижения, в результате чего вертолет совершил жесткую посадку, при которой был поврежден», - сообщил заместитель начальника Генштаба Франтишек Паделек.
    На место аварии прибыли министр обороны Чехии Ярослав Тврдик и полиция. Причины аварии будут расследованы комиссией под руководством начальника Генштаба и командующего ВВС, сказал Паделек.
    Тип вертолета не был назван, но это, очевидно, машина советского производства Ми-8, либо его модификация Ми-17. Других транспортных вертолетов на вооружении чешской армии просто нет.
    67-летний Сернан прибыл в Чешскую Республику по приглашению начальника штаба армии Жири Седивы. Его сопровождал 59-летний Джон Блаха, другой американский астронавт чешского происхождения, летавший на шаттлах и на «Мире». Накануне министр обороны Чехии вручил обоим знаки ордена «Военный крест Почета».
    Авария вертолета произошла в ходе поездки Сернана в Бернартице (близ г. Табор, в южной Богемии), где родился его дед по материнской линии Йозеф (Франтишек) Чихлар. Он и бабушка Юджина, которую звали Розалия Чихлар (урожденная Петеркова) в свое время переселились в США, где у них родилось шестеро детей. Предпоследней была девочка, которую тоже назвали Розали. Она вышла замуж за Эндрю Сернана, сына словацких иммигрантов. Розали и Эндрю Сернан были родителями Юджина Сернана.
    Деда астронавта со стороны отца звали Штефан Чернан, он был выходцем с северо-запада Словакии. Именно от него досталась отцу Юджина его фамилия. (Фамилия «Чернан», записанная по-английски, превратилась в «Сернан»).
   
    Юджин Сернан - 15-й астронавт США, на его счету 3 космических полета. В первом из них он выходил в открытый космос, во втором снижался над Луной до высоты 10 миль, в третьем - высаживался на Луну. Удивительно, но он уже второй раз в своей жизни «выходит сухим» из вертолетной аварии. В первый раз ему довелось выбираться из-под обломков винтокрылого аппарата 23 января 1971 года. О том, как это случилось, вспоминал его коллега, астронавт Алан Шепард. За восемь дней до старта корабля «Аполло-14» к Луне он жил на мысе Канаверал в карантине, который тогда был обязателен для астронавтов, отправлявшихся на Луну. Юджин Сернан был командиром дублирующего экипажа.
    «И в тот момент, думаю, примерно за 4-5 дней до запланированного запуска, мы были, конечно, в карантине на Мысе… Сернан ранним утром должен был летать на вертолете, потому что все командиры использовали вертолеты для отработки прилунения на последних сотнях футов. Мы завтракали, зная, что Джин полетел на вертолете, как вдруг неожиданно дверь распахнулась, и вошел Сернан. Он был целиком покрыт копотью, и все его лицо было в царапинах и ссадинах. «Сернан, что случилось?», - изумленно спросили мы. Он летел на вертолете над рекой, все было абсолютно спокойно этим ранним утром, вода была, как зеркало… и вдруг вертолет оказался прямо в воде, разрушился, из разбитых баков полилось горючее… Сернан был военно-морским летчиком, и знал, конечно, как вести себя в воде. Когда он вынырнул на поверхность, то обнаружил, что все вокруг пылает. Тогда он сделал очень глубокий вдох, нырнул и поплыл под водой прочь от этого места. В конце-концов, он удалился от дыма и огня… Банана-Ривер небольшая река, и он выбрался на берег. В общем, он вышел на берег невредимым, только сильно растрепанным. Так как он был моим дублером, он улыбнулся и сказал: «О'кей, Шепард, ты выиграл. Ты пойдешь [в полет - Л.Р.]».
    Очевидно, у Сернана возникло то, что именуется «иллюзией перевернутого полета»: зеркальную гладь воды он ошибочно принял за небо, и вместо того, чтобы набрать высоту, направил вертолет прямиком в воду. Налицо была ошибка пилотирования, и многие думали, что вследствие этой аварии Сернан не будет назначен командиром экспедиции на Луну на «Аполло-17», но все обошлось. Юджин стал последним из землян, побывавших на поверхности Селены.
    В 1972 г. Сернан взял с собой на Луну чехословацкий флаг, и по возвращении хотел подарить его родине своих предков, но тогдашние тоталитарные власти ЧССР отказались его принять (шел 1974 год). К счастью, времена изменились, и сегодня «лунный флаг» с соответствующей надписью украшает пилон самого большого в Чехии телескопа в обсерватории в Ондрейов, на востоке Праги.
    Кстати, если уж речь зашла об астронавтах чешского происхождения, можно вспомнить еще одного - Джеймса Ловелла, отважного командира «Аполло-13», пережившего аварию на трассе к Луне. Он посетил Чехию в октябре 2000 года. А первым и единственным космонавтом Чехословакии стал в 1978 году Владимир Ремек, совершивший полет на советском космическом корабле «Союз-28» и орбитальной станции «Салют-6».

Леон Розенблюм,
Новости недели
(Израиль), 17.01.2002

Оригинальный текст предоставлен автором и используется с его разрешения. Статья публикуется в авторской редакции.

Последнее обновление: 25.03.2004