У нас еще до старта... не менее, чем год

   
    Приложение «7 дней» продолжает следить за подготовкой к полету первого израильского астронавта. Как уже сообщалось, полковник ВВС Израиля Илан Рамон с июня 1998 г. проходит подготовку в Космическом центре им. Л.Джонсона (Хьюстон, США). Сам астронавт регулярно информирует о своей работе и впечатлениях читателей журнала израильских военно-воздушных сил «Битаон Хейль ха-Авир».
   
    Когда-то, в начале пути, когда замысел посылки в космос гражданина Израиля на американском космическом корабле только обретал реальные черты, большой популярностью пользовалась идея, что такой полет состоится в 1998 г. и станет частью юбилейных торжеств в честь 50-летия Государства Израиль.
    Однако, в течение почти двух лет лет, которые израильский астронавт провел в Хьюстоне, в американском «центре подготовки астронавтов», он и все остальные узнали, как работает сложнейшая система подготовки космического полета. Все увидели, насколько велико число ее составляющих, сколько различных факторов – от узкотехнических до политических - необходимо учесть, и сколько знаний и опыта требуется, чтобы привести всё это к единому знаменателю.
    И лишь теперь стало ясно, сколь наивны были организаторы и участники процесса в его начале. Наивность проистекала просто из недостатка знания.
    И хотя оказалось, что путь к старту гораздо длиннее, чем думалось, нельзя сказать, что на этом пути не произошло реального продвижения. Наоборот, сегодня пройдена уже большая часть этого нелегкого пути.
    «Чтобы понять, как работает любая сложная система, подобная той, в которой происходит планирование и подготовка космического полета, нужно войти внутрь ее, «жить» в ней в течение долгого времени», - признается сам Илан Рамон. Наиболее наглядный пример тому – язык, которым пользуются в хьюстонском Космическом центре. Нет, здесь не говорят по-китайски, хотя иногда можно услышать обрывки русской, французской, немецкой речи. Естественно, рабочий язык Центра - английский. Однако здесь распространен специфический местный жаргон, составленный из слов-сокращений, часть которых превратилась в полноценные слова, так что посторонний человек, попавший на профессиональное совещание, не поймет половины звучащих выражений. Самые известные из «хьюстонских словечек» – это «кэпком» (оператор связи с экипажем космического корабля) и «ЭВА» (сокращение от «внекорабельная деятельность», то есть попросту выход в открытый космос).
   

 * * *

    «Профиль» будущей космической миссии, в которой примет участие Илан Рамон (или, если с ним случится что-то непредвиденное, его дублер Ицхак Майо) таков: шаттл «Колумбия», экипаж из семи человек, в отсеке полезной нагрузки размещены сдвоенный герметичный модуль для коммерческих экспериментов «Спейсхэб DM» и спутник «Трайяна», который предстоит вывести на орбиту с борта шаттла. Длительность полета – 16 суток, высота орбиты – 150 миль.
    Процесс планирования полета шаттла (миссия STS-107 по кодификации НАСА), на борту которого стартует израильский астронавт и разместится оборудование для проведения израильского научного эксперимента MEIDEX, начался еще в августе прошлого года.
    Миссия STS-107 запланирована как научно-исследовательская, что довольно большая редкость на сегодняшний день, так как все остальные «челноки», кроме «Колумбии», летают по программе сборки и обслуживания Международной космической станции.
    Программа полета сформирована в значительной степени на коммерческой основе. На борту корабля будет установлена германская установка для проведения биологических экспериментов. Имеется также соглашение о проведении в ходе полета эксперимента в интересах ВВС США. Кроме того, среди заказчиков - представители Японии, Бразилии и самих Соединенных Штатов.
    В свое время активно обсуждалась идея сделать экипаж STS-107 полностью женским, но эта затея не нашла ни официальной, ни общественной поддержки.
    Вначале предусматривалось, что «Колумбия» будет выведена на орбиту с низким наклонением – 28.5 градуса (наклонение – это угол, образующийся между орбитой космического корабля и экватором). Это позволяло поднять в космос максимальную полезную нагрузку.
    Летом 1998 г. администрация НАСА решила включить израильский эксперимент в программу полета STS-107. Однако, поскольку израильский эксперимент делает обязательным прохождение шаттла над средиземноморским районом, потребовалось изменить угол наклонения с 28.5 на 39 градусов. Это изменение, внешне кажущееся простым и формальным актом, потребовало значительной работы и определенных затрат. Но руководство НАСА пошло на это, сделав великодушный жест, и произвело изменение параметра орбиты исключительно ради проведения израильского эксперимента, который будет связан с изучением пылевой обстановки в атмосфере ближневосточного региона.

 * * *

    Многоразовый космический корабль, на котором будет выполнена миссия STS-107 – «Колумбия» - один из четырех имеющихся шаттлов. Это самый старый «челнок» – он был построен в 1979 г., а на орбиту впервые вышел в 1981 г. На его счету 26 полетов.
    В последний раз «Колумбия» летала в июле 1999 г., когда ею впервые командовала женщина – Айлин Коллинз. 24 сентября, как и было запланировано, шаттл на «спине» специального лайнера «Боинг-747-SCA» отправился в Палмдейл (штат Калифорния) на завод компании «Боинг» для капитального ремонта, выполняющегося раз в несколько лет на каждом «челноке».
    На «Колумбии» будет произведен ряд существенных улучшений. В частности, будет полностью модернизирована пилотская кабина – старые экраны и механические индикаторы сменят девять современных плоских компьютерных дисплеев. В план усовершенствований включены также многочисленные доработки приборов и механизмов, смена внутренней обшивки. Многое будет сделано для облегчения корабля: снято старое испытательное оборудование, ненужные кабели, некоторые тяжелые детали будут заменены более легкими. Усилится защита корабля от микрометеоритов. В довершение всего, на обшивке «Колумбии» будет изображена нынешняя эмблема НАСА – синий круг с красным вектором.
    В ходе ремонта выяснилось, что требуемый объем работы больше запланированного и делает невозможным выдерживание графика запусков, предусматривающего выведение корабля на орбиту в ноябре 2000 г. Вследствие этого дата запуска сместилась: сначала на январь, затем на февраль 2001 г. В течение последних месяцев добавилось несколько вынуждающих обстоятельств, и возможная дата старта сдвинулась «вправо» на отрезок времени с конца марта до конца мая 2001 г. По предположению самого Илана Рамона, в конце-концов старт будет назначен на апрель или май 2001 г.
    Возможно, еще до выхода этой статьи в свет будет объявлен состав экипажа «Колумбии» для полета STS-107. Это может произойти в мае-июне нынешнего года. Пока что в экипаж не назначен ни один человек, и даже сам Рамон официально не числится в его составе.
    С момента объявления списка экипажа начинается подготовка к выполнению программы полета. В начале тренировок члены экипажа получают целевые инструктажи по темам экспериментов, которые им предстоит выполнить на орбите, по различным этапам полета, изучают технику и необходимые данные. Далее, по мере приближения даты старта, тренировки становятся все более интенсивными и насыщенными.
    В три последних месяца перед полетом много времени посвящается тренировкам на тренажерах. Астронавты отрабатывают действия на различных участках полета (старт, посадка, операции на орбите). Командир корабля и пилот совершенствуют навыки приземления шаттла, пилотируя специальный реактивный самолет «Гольфстрим-2». Тренируется и экипаж, и наземный персонал - операторы управления, инженеры, ученые, члены всех групп, ответственных за различные технические и научные разделы предстоящей миссии. Особое внимание уделяется отработке действий на случай возможных нештатных ситуаций. Астронавты ближе знакомятся друг с другом, срабатываются, часто проводя вместе не только служебное время, но и досуг. Не забывают они и сообща нарисовать эскиз эмблемы миссии – своеобразного талисмана, без которого не бывает космического экипажа.
    Непосредственная подготовка к полету продолжается около года, и к дню запуска экипаж уже имеет необходимый опыт отработки всех мыслимых полетных ситуаций, включая как нормальную работу, так и возможные аварии любого элемента научной аппаратуры или самого шаттла. Главная цель тренировок – научить экипаж принимать правильные решения в реальном масштабе времени, и справляться с аварийными ситуациями, чтобы сохранить свою жизнь (в первую очередь) и выполнить программу полета (во вторую).
    На борту «Колумбии», которая стартует в будущем году, будет установлено оборудование для выполнения более 40 различных научных и технических экспериментов. В дополнение к относительно крупному израильскому эксперименту, будет произведен небольшой эксперимент, подготовленный израильскими школьниками (учениками нескольких «ОРТов») по международной школьной научной программе STARS.
    «Если задуматься, то, возможно, участие школьников в космическом эксперименте – это вообще одна из самых важных целей моего полета», - утверждает Илан Рамон. Кстати, в НАСА осуществляются сотни различных мероприятий и программ, предназначенных для учащихся всех уровней, начиная от подготовительной группы детсада и кончая студентами университетов. Американское космическое агентство очень заботится о молодой смене, справедливо видя в ее качестве не только условие стабильности своей космической программы, но и залог процветания всей Америки.
   

 * * *

    Полковник Илан Рамон отдает должное недавно ушедшему в отставку командующему ВВС Израиля Эйтану Бен-Элиягу. Во многом благодаря его усилиям был проведен отбор и организовано финансирование подготовки двух израильских астронавтов. Генерал-майор Бен-Элиягу провозгласил, что присутствие в космосе – национальная цель Израиля.
    «Я надеюсь, что 53-й год нашей независимости запомнится, в числе прочего, как год полета первого израильского астронавта, - говорит Илан Рамон. – Я верю, что в исторической перспективе принятие решения о посылке в космос израильтянина будет считаться эпохальным в смысле важности его последствий для науки, экономики и обороны Израиля».

(С использованием данных журнала «Битаон Хейль ха-Авир», АО «Видеокосмос» и НАСА)

   

Леон Розенблюм,
Новости недели
(Израиль), 06.07.2000

Оригинальный текст предоставлен автором и используется с его разрешения.

Последнее обновление: 25.03.2004