Ключ на старт!
(продолжение)

Хроника подготовки миссии STS-107

    Итак, свершилось. 1 декабря 2000 г. НАСА и Космический центр им. Л.Джонсона объявили о назначении командира и пилота в экипаж миссии STS-107. Эти два места оставались вакантными с 28 сентября, когда началось формирование экипажа из 7-ми человек. Тогда в команду космического корабля «Колумбия», помимо четырех американцев, был назначен первый израильский астронавт полковник Илан Рамон. Астронавты начали тренироваться вместе, а командира и пилота у них не было. Теперь, наконец, экипаж сформирован полностью.
   
   
Потому что мы – пилоты…
   
    Тогда, в конце сентября, в команду шаттла вошли двое ветеранов: Майкл Андерсон и Калпана Чаула, а также трое новичков: Лорел Кларк, Дэвид Браун и Илан Рамон.
    По законам США, командиром американского воздушного судна, а равно и космического корабля, может являться исключительно гражданин Соединенных Штатов. Командиром «Колумбии» НАСА назначило подполковника ВВС США Рика Хазбэнда. Ему оказана большая честь: чаще всего пилот шаттла становится командиром корабля, лишь совершив не менее двух полетов в должности пилота, а Хазбэнд летал пока что только один раз. Подобного в практике НАСА не бывало уже шесть с половиной лет! Вероятно, подобное назначение произошло в том числе и потому, что значительное количество более опытных командиров и пилотов челночных кораблей сейчас занято подготовкой к очередным операциям по сборке Международной космической станцией (МКС) и входит в состав основных экспедиций на станцию.
    Впрочем, совершенно не стоит воспринимать Рика, как «зеленого» новичка. В прошлом году он был пилотом «Дискавери», который стыковался с МКС, а в подобных полетах большая нагрузка по выполнению маневров на орбите (сближение, стыковка, коррекция орбиты станции и шаттла, расстыковка) ложится не только на командира, но и на пилота. То же самое относится к посадке космического корабля. Нельзя забывать, что, заходя на посадку, многоразовый корабль не использует свои двигатели, а снижается, подобно планеру. Зайти на посадку по второму кругу он возможности не имеет, и поэтому от пилотов требуется ювелирная точность.
    43-летний Рик Даглас Хазбэнд пришел в НАСА в декабре 1994 г., и в марте 1995-го приступил к подготовке. До отбора в астронавты он был летчиком-испытателем ВВС, приобрел степень магистра технических наук в Университете штата Калифорния. Пройдя двухгодичную подготовку в Космическом центре в Хьюстоне, он получил квалификацию пилота шаттла и в дальнейшем занимался модификацией систем «Спейс Шаттла» и разработкой спасательного корабля для Космической станции. В августе 1998 г. Хазбэнд был назначен пилотом «Дискавери», и в мае-июне 1999 г. совершил космический полет. Это была вторая экспедиция американского шаттла к МКС, в ходе которой астронавты доставили на станцию около четырех тонн различных грузов. Полет продолжался 9 суток 19 часов 13 минут.
    Рик женат, у него двое детей. Он увлекается горными и водными лыжами, велосипедом, любит петь, а вообще, лучший вид досуга для него – это побыть вместе с семьей.
    Пилотом миссии STS-107 назначен бывший летчик-испытатель Военно-морских сил, капитан 2-го ранга Уилльям МакКул. Ему 39 лет, он уроженец Сан-Диего в Калифорнии. Степень бакалавра получил в Военно-морской академии Аннаполиса. В дальнейшем он стал обладателем двух степеней магистра: по компьютерам и по аэронавтике. В качестве летчика ВМС служил пилотом самолета радиоэлектронной борьбы «Праулер», летал с авианосца, затем испытывал новую авиатехнику на военно-воздушной базе Пэтьюксент-Ривер. С 1994 г. он – офицер тактической эскадрильи радиоэлектронной борьбы на атомном авианосце «Энтерпрайз», откуда и был отобран в качестве кандидата в астронавты. В августе 1996 г. он начал тренировки в Центре Джонсона в Хьюстоне.
    Вилли, как называют его друзья, слывет общительным парнем с большим спектром увлечений: это и бег, и горный велосипед, и туризм, и плавание. МакКул любит играть в шахматы и на гитаре. Он женат, детей нет.
   
    «Без шума и пыли»
   
    И естественно, мы не удержимся от традиционного еврейского вопроса: таки зачем Илан Рамон туда летит?
    Конечно, не будем наивны: нужно признать, что полет первого израильтянина в космос имеет прежде всего политическое значение. Разумеется, сейчас не 60-е годы со всеобщим помешательством на космосе, но все-таки и по сей день для каждой страны престижно иметь своего космонавта. Кстати, таких стран не так уж много, всего 29, считая Украину и Казахстан.
    Опять же, стоит вспомнить, что акция с полетом затевалась еще в те времена, когда «семимильными шагами» продвигался так называемый «мирный процесс на Ближнем Востоке», а первое соглашение о полете израильтянина было заключено с американской администрацией в 1995 г. тогдашним премьер-министром Израиля Шимоном Пересом. Отцы проекта так и видели, как израильский астронавт, глядя через иллюминатор на Землю без границ (такой планета выглядит с орбиты), произнесет несколько проникновенных слов о необходимости мира на Ближнем Востоке. И все будут утирать слезы умиления…
    С тех пор произошли разительные перемены, и «мирный процесс» завел Израиль именно туда, куда и должен был завести… Остается только мечтать, чтобы в будущем году сообщение о старте Илана Рамона стало новостью номер один, не будучи вытеснено каким-нибудь ужасным известием об очередном террористическом акте…
    Это политическая сторона дела, и о ней можно говорить бесконечно. Но Илан Рамон летит на шаттле не только затем, чтобы продемонстрировать израильский флаг на орбите. Есть у него и научная задача. Это – так называемый «Средиземноморско-израильский эксперимент по пыли» (английское сокращение «MEIDEX»), который он проведет на борту шаттла.
    Задача этого эксперимента – определение оптических, физических и химических характеристик аэрозолей – частиц пыли, плавающих в атмосфере региона Средиземноморья и Ближнего Востока, - источников их возникновения и путей распространения. Данные измерений в диапазоне от инфракрасных до ультрафиолетовых волн, их последующий анализ, сравнение с результатами аналогичных измерений с Земли и с самолета, позволят понять механизм влияния пылевых аэрозолей на возникновение облаков, дождя и изменения состояния атмосферы, формирование погоды в целом.
    Проект является совместным детищем Центра космических полетов им. Р.Годдарда НАСА, Израильского космического агентства, Тель-Авивского университета и Открытого университета Израиля. Результаты эксперимента можно будет использовать как в научно-прикладных, так и в военных целях. Во главе проекта стоят ученые Тель-Авивского университета – профессора Зеэв Левин, Йоахим Йосеф и Юрий Меклер.
    Израильская экспериментальная установка разместится в отсеке полезной нагрузки «Колумбии». Как и шесть других научных приборов для различных экспериментов в космосе, она будет помещена в стандартную «канистру» американской системы для «попутных» экспериментов «Хитчхайкер» (что означает, кстати, «тремпист») и смонтирована на специальной мостовидной ферме, пересекающей грузовой отсек шаттла в его задней части. Научные приборы, установленные на «Хитчхайкере», используют электроэнергию шаттла и контролируются его системами. Управление экспериментом MEIDEX возможно как с борта самого шаттла, так и с Земли.
    В составе израильской научной установки – радиометрическая камера и спектральная видеокамера, работающая в видимом диапазоне световых волн. Оба оптических прибора будут «смотреть» наружу через специальный иллюминатор из кварцевого стекла диаметром 40 сантиметров. В задачу специалиста по полезной нагрузке Илана Рамона во время выполнения эксперимента входит наблюдение за подстилающей поверхностью, обнаружение и идентификация выбросов пыли, уточнение их местоположения и объема взвешеного материала. Время от времени он будет вести фотосъемку. Работы на орбите у него будет достаточно.
       
    Поднимаем паруса?
   
    Ну вот, команда в сборе, корабль вскоре сойдет со «стапелей» ремонтного завода фирмы «Боинг» в Палмдейле. Когда придет время поднимать паруса, то бишь выходить на старт? Пока что официальной датой начала полета считается 19 июля 2001 г. Эта дата «тихонько», без официального объявления, появилась в графике полетов шаттлов 11 октября, и пока что является целевой. Вероятно, она сдвинется еще не раз, скорее всего «вправо», как принято говорить у планировщиков космических программ, то есть на более отдаленный срок. Впрочем, и обратное движение не исключается, и все будет зависеть от гигантского множества факторов: от корректировок в графике сборки МКС до капризов погоды.
    Ясно одно – период неопределенности у израильского астронавта закончился, и будущим летом он увидит Израиль с космической высоты.

 

Леон Розенблюм,
Новости недели
(Израиль), 11.01.2001

Оригинальный текст предоставлен автором и используется с его разрешения.

Последнее обновление: 25.03.2004