Классовая борьба в космосе
Пилотируемая космонавтика - тупиковое направление научно-технического прогресса

   

    ИСТОРИЯ современной России предоставила нам возможность стать свидетелями и участниками безупречного эксперимента, которым можно считать историю нашей космонавтики (да и вообще - всю военную технику), где наши научно-технические достижении были самостоятельны, приоритетны и впечатляющи.
    Но эта же история учит и другому. Она показывает, что совершенно блестящее научно-техническое обеспечение почти всех космических программ сопрягалось с полной беспомощностью, неграмотностью и политизированностью чиновничьего корпуса в управлении процессами развития.
    На начальном этапе развития космонавтики СССР завоевал много разнообразных и впечатляющих приоритетов в космосе, которые как раз и являлись главной целью космических полетов. О роли наших космических достижений в повышении уровня и качества жизни советских людей никто даже и не думал. Тогдашний руководитель CCCP Никита Хрущев пытался доказать, что наши успехи в космосе неоспоримо свидетельствовали о преимуществах социализма над капитализмом. Но сегодня уже очевидно, что лидирующее положение страны в одной, даже самой наукоемкой области не является убедительным свидетельством преимуществ ее социально-экономического устройства.
    Идеология стала главной движущей силой развития космонавтики фактически сразу после запуска первого спутника.
    Суточный полет Германа Титова был использован в качестве морально-политической поддержки строительства стены между Западным и Восточным Берлином. Групповой полет двух кораблей, пилотируемых Андрияном Николаевым и Павлом Поповичем, был ориентирован на то, чтобы ввести в заблуждение мировую общественность о якобы имевшей место способности наших аппаратов маневрировать на орбите. Хрущев, но мнению западных экспертов, воспользовался восторженными отзывами на это достижение для того, чтобы отвлечь внимание мирового сообщества от размещения на Кубе наших ракет с ядерными зарядами. Для того, чтобы сгладить остро негативное впечатление от этой акции, на орбиту отправили женщину - Валентину Терешкову, что должно было, по замыслу отечественных идеологов, привлечь симпатии к нашей стране прекрасной половины человечества.
    К 7 ноября 1964 года на одноместном корабле "Восход" в космос отправился экипаж сразу из трех человек, причем без скафандров и индивидуальных катапульт. Мы своего добились: Запад был удивлен, полагая, что СССР располагает кораблем, способным не только маневрировать на орбите, но и имеющим большую вместимость. Только после полета Павла Беляева и Алексея Леонова в марте 1965 года на Западе поняли маленькие советские хитрости. Директор космического Центра им. Дж. Кеннеди Курт Дебус назвал советские космические программы "технологической софистикой".
    Вся эта "классовая борьба" в космосе наносила нашей стране большой вред, создавая в глазах миллионов людей образ "империи зла". Обман, демагогия рано или поздно раскрываются и вместо ожидаемых дивидендов приносят нерасчетные убытки. Конечно, бессмысленная космическая гонка, запуски космических кораблей к праздникам и к "нужным" датам требовали дополнительных средств, вызывали повышенный риск для жизни космонавтов.
    Получив множество всевозможных приоритетов в космосе, руководство СССР могло и должно было отказаться от "лунной" программы, а сэкономленные средства направить в какую-нибудь другую область народного хозяйства, там опередить американцев и заставить их догонять нас. Однако у чиновников были свои резоны: потеряв время на принятие решения, они все-таки вовлекли страну и очередную космическую гонку, на обеспечение которой уже не хватило средств. В космос буквально были выброшены в результате колоссальные ресурсы, причем впустую: соревнование нами было проиграно.
    Проиграв "лунную" гонку, СССР обратил свой взор на Марс. Не для запуска никому не нужного "Бурана", способного лишь спускать на Землю несуществующие 30 т полезных нагрузок, а для подготовки марсианской экспедиции была создана сверхмощная ракета "Энергия". На это же были ориентированы и бесконечные полеты на орбитальной станции "Мир", в ходе которых отрабатывались преимущественно медико-биологические аспекты будущей марсианской экспедиции.
    Пилотируемая космонавтика является тупиковым направлением научно-технического прогресса. Предложения Константина Циолковского по расселению человечества по Вселенной представляются ничем не обоснованной фантазией. Для того чтобы долететь до ее центра, требуется ракета величиной с Солнце, в лучшем случае - с Луну. Всяческие космические поселения на мертвых планетах и астероидах, на огромных космических станциях, ориентированные на решение демографической проблемы, а также и на спасение жизни человечества в случае каких-либо катаклизмов планетарного масштаба на Земле, нереалистичны, поскольку противоречат второму закону термодинамики. Замкнутые системы жизнеобеспечения, обеспечивающие непрерывную и бесконечную регенерацию вещества и энергии, невозможны и требуют пополнения их запасов, а значит, и связь с живыми планетами, поскольку все термодинамические процессы в замкнутых термодинамических системах протекают с возрастанием энтропии. Печально, что это не понимают многие российские и зарубежные авторы всевозможных автономных космических станций и поселений.
    А в ближнем космосе почти нет задач, которые нельзя было бы решить с помощью автоматических аппаратов, что дешевле и эффективнее. Их, например, можно разместить на более высокой орбите, где человек жить не сможет из-за повышенной радиации, и только за счет этого улучшить обзор Земли. Можно спустить эти аппараты в труднодоступных районах других планет, где посадка пилотируемого корабля опасна или даже невозможна. Все технологические процессы должны осуществляться в космосе на заводах-автоматах. Вытеснение человека за рамки таких процессов, переход к автоматизации - как раз и есть определяющая тенденция научно-технического прогресса. Пока же в космонавтике развитие событий идет в противоположном направлении - по пути привлечения человека к космической деятельности.
    Полет на Марс, оценивающийся ныне в 0,5-1 трлн. долларов, никому не нужен. Все интересующие человечество вопросы, связанные с этой планетой, проще и дешевле можно решить с помощью автоматических аппаратов. Самоутверждение человечества посредством организации грандиозных, но бессмысленных технологических программ представляется ныне небезопасным атавизмом и должно стать категорически неприемлемым для России.
    Но ведь чиновники уже фактически втянули нашу страну в подготовку "марсианской" экспедиции. Сейчас пришла уже вторая волна "обработки" общественного мнения о ее необходимости. (Первая наблюдалась сразу после успешного запуска "Энергии".)
    Наша наука, задавленная чиновничьим гнетом, несет ответственность за то, что научно-техническая революция началась и продолжается без ее активного участия. Проблема сейчас состоит в том, чтобы овладеть ее плодами, отвоевать "торговые ряды" на международных рынках. Пора давно уже переместить свое мышление с Марса на Землю, с торговли ресурсами - на производство. Наша нация - самая образованная нация в мире, и мы должны быть лучшими на Земле, а они пусть будут лучшими на Марсе.

Мишин В.П., Салахутдинов Г.М.
Независимая газета, 21.03.2001.

Размещено с разрешения Г.М.Салахутдинова.

 Назад