Проект «Спираль»

    В статье «Описание межпланетного корабля системы Ф.А.Цандера», опубликованной в 1924 году, Фридрих Артурович предложил использовать для космических полетов крылатые аппараты и показал преимущество крыльев перед парашютными системами при возвращении на Землю. Работы по созданию авиационно-космических систем (АКС) ведутся довольно давно, но, судя по всему, в обозримом будущем они не появятся. Даже современные технологии не позволяют создать такой аппарат, который стер бы границу между атмосферой и космическим пространством.
    Первыми за создание АКС взялись американцы, которые в 1950-х годах сформулировали концепцию системы «Дайна Сор», призванной сочетать в себе преимущества авиационных и космических систем. Тогда же в США началась реализация программы испытаний ракетного самолета Х-15.
    В нашей стране проекты АКС стали активно развиваться после появления первых публикаций об американских разработках, которые в советских военных кругах рассматривались как наступательные стратегические системы. В первую очередь орбитальный самолет рассматривался с точки зрения военного применения, например как истребитель спутников.
    Из проектов той поры стоит отметить ВКА-23 (воздушно-космический аппарат ОКБ-23), создание которого началось в 1958 году в КБ В. М. Мясищева. Уже в следующем году в плане работ бюро появилась «Тема 48» (так в документах значилось создание этого аппарата). По замыслу конструктора это должен был быть небольшой самолет типа «летающее крыло» общим весом 4,4 т и высотой полета до 400 км, запускаемый с борта самолета-разгонщика М-50. Уже к марту I960 года детально просчитали несколько вариантов ракетоплана.
    Однако осенью того же года начался разгром авиационной промышленности. Руководство партии и государства посчитало, что при наличии бурно развивающейся ракетной техники нет смысла тратить деньги на самолеты, которые не смогут решить задачу ядерного паритета с США. Среди предприятий, которые предполагалось ликвидировать, оказалось и ОКБ-23. «Тему 48» закрыли, а главного конструктора отправили директорствовать в ЦАГИ.
    Почти в то же самое время, когда началась разработка ВКА-23, аналогичные работы велись и в ОКБ-256, которое возглавлял П. В. Цыбин. Инициировал их главный конструктор ракетно-космических систем С. П. Королев, озадаченный в тот момент подготовкой к полету в космос первого космонавта. Так как схема полета еще не была утверждена, то рассматривались различные варианты его осуществления. Одним из них стал проект планирующего космического аппарата (ПКА), предложенный Цыбиным.
    ПКА с космонавтом на борту должен был выводиться на орбиту высотой 300 км с помощью модифицированной ракеты Р-7 (в будущем легендарный носитель «Восток»). После орбитального полета продолжительностью около суток аппарат должен был возвратиться на Землю, планируя в плотных слоях атмосферы. Несмотря на то что цыбинскую разработку поддерживал Королев, в конце 1960 года ОКБ-256 было закрыто, а главный конструктор переведен в ОКБ-1 заместителем Королева.
    В 1960 году ракетопланами заинтересовался В. Н. Челомей. Пользуясь своими связями в верхах (сын Н. С. Хрущева работал в то время у Челомея), Владимир Николаевич добился принятия постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, в котором ОКБ-52 предписывалось заняться разработкой космического пилотируемого ракетоплана военного назначения (объект «Р»). Работы дошли до этапа летных испытаний опытных образцов в беспилотном варианте.
    С окончанием «эры Хрущева» закончилась и «эра Челомея». 17 октября была создана комиссия для «расследования деятельности ОКБ-52». А спустя два дня все материалы по ракетопланам были переданы из ОКБ-52 в ОКБ-155, которое возглавлял А. И. Микоян.
    Надо отметить, что за «обладание» челомеевским наследством вели борьбу два конструкторских бюро: Микояна и П. 0. Сухого. Оба КБ предложили сходные аэрокосмические системы, Сухой к тому же имел проект тяжелого бомбардировщика Т-4, который предполагалось использовать в качестве носителя. Но в конце концов победил Микоян. Скорее всего, иначе и не могло быть: его родной брат в то время являлся главой советского государства.
    Тема «Спираль» стала в КБ Микояна продолжением проводившихся там ранее исследований комбинированных воздушно-космических систем (проект «50-50»). Основной целью программы было создание пилотируемого орбитального самолета для выполнения прикладных задач в космосе и обеспечение регулярных перевозок по маршруту «Земля - орбита - Земля». Предполагалось и проведение инспекции находившихся на орбите аппаратов, а также размещение на борту самолета различных систем вооружения, начиная от традиционных (пушки и ракеты) и кончая перспективными (лазерное, пучковое оружие и прочее). Руководителем темы был назначен заместитель главного конструктора Г. Е. Лозино-Лозинский. Спустя полтора года, 29 июня 1966 года, он подписал подготовленный аванпроект.
    Для рабочего проектирования орбитального корабля в 1967 году в подмосковной Дубне был создан филиал КБ, который возглавил заместитель главного конструктора П. А. Шустер.
    АКС «Спираль» общей массой 115 т должна была включать в себя многоразовый гиперзвуковой самолет-разгонщик (ГСР) и многоразовый орбитальный самолет (ОС) с одноразовым двухступенчатым ракетным ускорителем. После завершения орбитального полета предусматривался планирующий спуск.
    Самолет-разгонщик должен был представлять собой крупногабаритный самолет-бесхвостку длиной 38 м с крылом большой стреловидности размахом 16,5 м. Блок двигателей располагался под фюзеляжем и имел общий регулируемый сверхзвуковой воздухозаборник. В верхней части фюзеляжа ГСР на пилоне предполагалось крепить ОС, носовая и хвостовая части которого закрывались обтекателями.
    Орбитальный самолет массой около 10 т проектировался по схеме «несущий корпус» треугольной формы и был значительно меньше самолета-разгонщика. Он имел стреловидные консоли крыла, которые при выведении и на начальном этапе спуска с орбиты занимали вертикальное положение, а при планировании поворачивались, увеличивая площадь несущей поверхности. ОС должен был выводиться на низкую околоземную орбиту высотой около 130 км и выполнять по ней 2-3 витка. Предполагалось, что он сможет совершать маневр по высоте и по изменению наклонения орбиты. Для маневрирования на орбите планировалось оснастить аппарат одним основным и двумя аварийными жидкостными реактивными двигателями. После выполнения программы полета ОС должен был совершить вход в атмосферу, спуск на гиперзвуковой скорости при большом угле атаки, а затем после уменьшения скорости раскрыть крыло, спланировать и сесть на любой аэродром.
    Создание дозвукового самолета-аналога начиналось в 1967 году, гиперзвукового аналога - в 1968-м. Первый беспилотный орбитальный полет планировалось совершить в 1970 году, первый пилотируемый - в 1977-м.
    Параллельно с проектированием системы «Спираль» началась подготовка пилотов орбитального самолета. В 1967 году в отряде советских космонавтов была сформирована группа, в которую на первом этапе вошли Г. С. Титов, А. В. Филипченко и А. П. Куклин.
    Увы, этим планам не суждено было сбыться. Главной причиной стало закрытие в США темы «Дайна Сор» и, как следствие, потеря интереса со стороны советских военных к «Спирали». Многие советские проекты закрывались из-за отсутствия влиятельных покровителей в высшем руководстве партии и страны. «Злыми гениями» «Спирали» были министр обороны СССР А. А. Гречко и заместитель Председателя Совета Министров СССР Д. Ф. Устинов, которые сделали все, чтобы не допустить преобразования бумажного проекта в реальную машину. Гречко даже приписывают слова: «Фантастикой мы не занимаемся!» Правда, их вкладывают в уста министра обороны и применительно к другим закрытым космическим проектам, так что нет уверенности, что он произносил их на самом деле.
    Работы по теме «Спираль» начали свертываться в начале 1970-х годов. Сперва отказались от создания самолета-разгонщика, а потом и от орбитального самолета. Еще раньше была расформирована группа космонавтов.

Александр Железняков
Родина, 2004, №8

Компьютерная обработка AVV.

 Назад