- Василий Павлович, за рубежом вышли книги, авторы которых затрагивают вопросы развития нашей космонавтики... |
- Ну и как вы относитесь к его утверждению, будто параллельно работе с программой «Союз» у нас существовала «теневая» космонавтика, задача которой состояла в том, чтобы ввести в заблуждение западную общественность относительно уровня нашей космической техники? |
- Речь шла о Лайке? Как же вы смогли в такой короткий срок подготовить ее запуск? |
- И мир устроил овацию? |
- А в чем была задача группового полета? Что в нем такого особенного, чего не могли сделать, допустим, американцы? |
- Зарубежные эксперты считают, что второй групповой полет в июне 1963 года с участием Быковского и Терешковой был осуществлен для того, чтобы восстановить престиж Хрущева, пошатнувшийся в мире во время Карибского кризиса. Запуск Терешковой якобы должен был вызвать симпатии к Советскому Союзу женщин всего мира? |
- Зарубежные эксперты считают, что второй групповой полет в июне 1963 года с участием Быковского и Терешковой был осуществлен для того, чтобы восстановить престиж Хрущева, пошатнувшийся в мире во время Карибского кризиса. Запуск Терешковой якобы должен был вызвать симпатии к Советскому Союзу женщин всего мира? |
- А как было дело с полетом трехместного «Восхода»? Известно, что американцы делали двухместный «Джемини». Видимо, мы решили опять их обогнать? |
- Но полет был весьма напряженным? Были авария автоматической системы управления и посадка вручную, в тайге, долгое ожидание на морозе группы поиска... Какова цена всех этих приключений? |
- Можно ли сказать, что мы создавали мифы, а на Западе их как бы обобщали? |
- Наш «Союз» полетел тогда, когда американцы уже заканчивали свои эксперименты с «Джемини»? |
- Испытание «Союза» связано с трагической гибелью В. М. Комарова. Относительно трагедии «Союза-1» в мире ходит немало слухов. Зарубежные эксперты считают, что у нас было запущено четыре беспилотных «Союза», получивших название «Космос» под номерами 133, 140, 146 и 154. И на каждом из них возникали неполадки. Английский эксперт Филип Кларк, например, прямо пишет: «Ясно, что «Союз» еще не был готов для запуска человека, и вызывает удивление тот факт, что программа испытаний не была продолжена в условиях, когда каждый беспилотный полет приносил новые проблемы...» Как вы оцениваете результаты подобной экспертизы? |
- Нe считаете ли вы сегодня, что если бы беспилотных пусков было больше, то авария на «Союзе-1» не произошла бы? |
- Но запуск «Союза-1» был опять-таки приурочен к празднику! Приближалось 1 Мая 1967 года. На вас, наверное, «давили» сверху, хотя Хрущева сменил Брежнев? |
- Может быть, ваши подчиненные в спешке допустили тогда технологические погрешности? |
- Василий Павлович, была и гибель Добровольского, Волкова, Пацаева. Что у них произошло? |
- Неужели конструкторы не могли придумать какие-то средства подстраховки на всякий случай? |
- Космический полет, насколько я могу судить, как раз и состоит из тысяч мелочей подобного рода. Цена каждой - нередко человеческая жизнь. В кабине «Аполлона» сгорели три астронавта в январе 1967 года: на временных электрических проводах оказалась поврежденной изоляция, а кто-то из экипажа случайно ногой сдвинул на провода забытый гаечный ключ. Короткое замыкание и пожар... Через пятнадцать секунд огонь погаси ли, но было поздно... Или другой случай. «Аполлон» спускался на Землю, а Бранд забыл перевести в нужное положение два тумблера, и экипаж отравился ядовитыми парами топлива. Гибель астронавтов была, казалось бы, неизбежной... Бранд тогда сознание потерял. Но Стаффорд нашел в себе силы обеспечить товарищей кислородными масками! |
- Кстати, в интервью для «Литературной газеты» начальник Главкосмоса СССР Александр Дунаев отметил, что такая программа у нас имеется. Так ли это? |
Салахутдинов Г.М.
Огонёк, №34, 1990.