Хроника подготовки и полёта корабля «Союз МС-10»
с экипажем 57/58-й экспедиции МКС (ISS-56S)

07 июля 2016 года. На форуме журнала «Новости космонавтики» появилось сообщение о предварительном назначении основного экипажа корабля «Союз МС-10» в составе: Геннадий Падалка, Андрей Бабкин и Серена Ауньён.

4 ноября 2016 года на форуме журнала Новости Космонавтики появилось новое сообщение, в соответствии с которым в экипаж корабля «Союз МС-10» войдут Эндрю Фейстела, а также Сергей Прокопьев или Олег Артемьев.

15 ноября 2016 года на форуме журнала Новости Космонавтики появилось сообщение, что в экипаж корабля «Союз МС-10» войдут командир корабля Олег Кононенко и американский астронавт. Если отправка на орбиту очередного космического туриста не состоится, то в экипаж мог бы быть включен космонавт Николай Тихонов.

17 января 2017 года. На форуме журнала «Новости космонавтики» появилось сообщение, что в соответствии с предварительным соглашением между корпорацией Боинг и НАСА освободившиеся места на кораблях «Союз МС», образовавшиеся после сокращения российского экипажа, займут астронавты НАСА. Таким образом, третьим членом экипажа корабля «Союз МС-10» станет американский астронавт.

Однако в начале февраля 2017 года межпартнерская комиссия MCOP согласовала назначение Олег Кононенко командиром экипажа другого корабля - «Союз МС-11».
Тем же решением в экипаж корабля «Союз МС-10» включен американский астронавт Ник Хейг. Теоретические шансы назначения в экипаж сохраняет и космонавт Николай Тихонов.

2 мая 2017 года на форуме журнала Новости Космонавтики появилось сообщение, что на заседании межведомственной комиссии (МВК), состоявшемся 21 апреля 2017 года, в предварительном порядке командиром основного экипажа корабля «Союз МС-10» назначен Алексей Овчинин.

Нажать для увеличенияВ июле 2017 года на базе 179-го Центра МЧС в г. Ногинск Московской области условный экипаж в составе Алексея Овчинина, Ника Хейга и Ричарда Арнольда прошел тренировки по действиям после посадки космического корабля на водную поверхность – так называемые «водные выживания». На протяжении нескольких дней космонавты и астронавты выполняли задачи так называемых «сухой», «длинной» и «короткой» тренировок.

30 ноября 2017 года решением Межведомственной комиссии (МВК) в основном экипаже корабля утверждены Алексей Овчинин, Николай Тихонов и Ник Хейг. В дублирующий экипаж вошли Олег Скрипочка, Андрей Бабкин и Шеннон Уолкер.

12 апреля 2018 года источник в ракетно-космической отрасли сообщил РИА Новости, что в связи с переносом запуска модуля «Наука» на 2019 год, отменено планируемое на осень этого года увеличение российского экипажа МКС. Возможно, к этому вопросу вернутся в следующем году. В связи с отменой планов увеличения российского экипажа на МКС из основного экипажа корабля «Союз МС-10» выведен космонавт Николай Тихонов, а из состава дублирующего экипажа выведен, вероятно, Андрей Бабкин.

20 апреля 2018 года исполнительный директор госкорпорации Роскосмос по пилотируемым космическим программам, космонавт Сергей Крикалев сообщил РИА Новости, что Госкорпорация «Роскосмос» планирует увеличить длительность экспедиций на Международную космическую станцию до 200 суток. В связи с этим пуск корабля «Союз МС-10» переносится с сентября на октябрь 2018 года.

5 июня 2018 года. Утром на железнодорожную станцию Тюра-Там прибыл железнодорожный состав, который доставил из подмосковного Королёва на Байконур ТПК «Союз МС-10». После выполнения необходимых таможенных процедур, железнодорожный состав с космическим кораблём будет переведен на площадку 254 космодрома, где с 8 июня специалисты Ракетно-космической корпорации «Энергия» начнут его проверки после длительной транспортировки.

7 июня 2018 года. Совместный расчет специалистов предприятий ГК «РОСКОСМОС» провел осмотр и приёмку корабля ТПК «Союз МС-10».

8 июня 2018 года. Специалисты РКК «Энергия» в МИК площадки 254 космодрома Байконур приступили к электроиспытаниям ТПК «Союз МС-10».

19 июня 2018 года на сайте Центра подготовки космонавтов появилось сообщение, что в дублирующий экипаж ТПК «Союз МС-10» вошли Олег Кононенко и Давид Сен-Жак.

Нажать для увеличения4 июля 2018 года. Специалисты РКК «Энергия» и Космического центра «Южный» успешно завершили испытания корабля в безэховой камере. В течение суток проверялась исправность системы «Курс», которая обеспечивает сближение и стыковку «Союза» с Международной космической станцией, и других радиосистем корабля. Вечером 4 июля 2018 года ТПК «Союз МC-10» переместили из безэховой камеры в стенд для дальнейшей подготовки.

Нажать для увеличения13 июля 2018 года. На космодроме Байконур космический корабль ТПК «Союз МС-10» доставлен в вакуум-камеру, где в течение нескольких дней будет проходить проверки на герметичность. После завершения работ в вакуум-камере пилотируемый корабль перевезут в монтажно-испытательный корпус площадки 254 для проведения дальнейших автономных проверок.

Нажать для увеличения20 июля 2018 года. На космодроме Байконур завершены проверочные включения систем и комплексные испытания. С 13 по 19 июля проведены проверки систем и отсеков корабля на герметичность в вакуумной камере. 20 июля 2018 года системы корабля переведены в исходное состояние и ТПК «Союз МС-10» переведен в режим «Хранение».

Нажать для увеличения15 августа 2018 года. На космодроме Байконур началась подготовка ракеты-носителя «Союз-ФГ». В монтажно-испытательном корпусе специалисты предприятий Роскосмоса сняли гермоукупорку ракеты-носителя, провели внешний осмотр изделий, приступили к работам с двигателями и сборке второй ступени. Осуществляется стыковка отсеков центрального блока, проводятся электрические проверки боковых блоков и выполняется их подготовка для сборки в пакет.

28 августа 2018 года. Источник на космодроме Байконур сообщил агентству «Интерфакс», что запуск с Байконура ТПК «Союз МС-10» с запланирован в 11:39 по московскому времени 11 октября. Предполагается, что корабль достигнет МКС по шестичасовой схеме и совершит стыковку в автоматическом режиме в 17:43 по московскому времени.

12 сентября 2018 года. Источник в ракетно-космической отрасли сообщил РИА Новости, что прибывшая на космодром Байконур большая группа специалистов Ракетно-космической корпорации «Энергия» и Завода экспериментального машиностроения РКК «Энергия» приступила к работам с ТПК «Союз МС-10». Проводится расконсервация корабля и подготовка к проведению проверок его систем. В один из ближайших дней будет проведён осмотр корабля на предмет наличия в нём следов нештатного воздействия.

Нажать для увеличения13 сентября 2018 года. В ЦПК имени Ю.А. Гагарина начались экзаменационные комплексные тренировки основного экипажа МКС-57/58. В первый день космонавт Роскосмоса Алексей Овчинин и астронавт НАСА Ник Хейг сдавали экзамен на тренажере Российского сегмента Международной космической станции. По результатам комплексной тренировки совместная работа основного экипажав первый экзаменационный день оценена членами комиссии на «отлично».

Нажать для увеличения14 сентября 2018 года. В ЦПК имени Ю.А. Гагарина завершились экзаменационные комплексные тренировки основного экипажа МКС-57/58. Во второй день космонавт Роскосмоса Алексей Овчинин и астронавт НАСА Ник Хейг отработали элементы программы полёта на тренажере ТПК «Союз МС». Своевременное обнаружение всех нештатных и аварийных ситуаций и их оперативное парирование, а также отточенные и слаженные действия Алексея Овчинина и Ника Хейга были на «отлично» оценены экзаменационной комиссией.

Нажать для увеличенияНажать для увеличения17 сентября 2018 года. В 10 часов утра в ЦПК им. Ю.А.Гагарина началось заседание Межведомственной комиссии, которая подвела итоги готовности к космическому полёту основного и дублирующего экипажей МКС-57/58. На заседании присутствовали представители Федерального космического агентства, Центра подготовки космонавтов, ПАО РКК «Энергия», Федерального медико-биологического агентства, НАСА, Канадского космического агентства и др. Основной и дублирующий экипажи ТПК «Союз МС-10» доложили о готовности к выполнению программы полёта, поблагодарили специалистов ЦПК и других организаций за хорошую подготовку. По заключению комиссии экипажи к выполнению полёта по программе 57/58-ой экспедиции на ТПК «Союз МС-10» и российском сегменте МКС подготовлены, и могут приступить к заключительному этапу предстартовой подготовки на космодроме «Байконур».

21 сентября 2018 года. Государственная комиссия под председательством Генерального директора Госкорпорации «Роскосмос» Дмитрия Рогозина утвердила предложение РКК «Энергия» о запуске 11 октября 2018 года ТПК «Союз МС-10». Госкомиссия также утвердила составы экипажей корабля ТПК «Союз МС-10».
Основной экипаж:
Алексей Овчинин - командир корабля;
Ник Хейг - бортинженер.
Дублирующий экипаж:
Олег Кононенко - командир корабля;
Давид Сен-Жак- бортинженер.

Нажать для увеличенияНажать для увеличения25 сентября 2018 года. Основной (Алексей Овчинин и Ник Хейг, бортом RF-65150) и дублирующий (Олег Кононенко и Давид Сен-Жак, бортом RF-65151) экипажи ТПК «Союз МС-10» прибыли на космодром Байконур для прохождения заключительных этапов подготовки к полёту.

Нажать для увеличенияНажать для увеличения26 сентября 2018 года. В соответствии с графиком подготовки основной и дублирующий экипажи прибыли в монтажно-испытательный корпус 254-й площадки космодрома для прохождения первой тренировки («примерки») в ТПК «Союз МС-10». Под контролем специалистов основной и дублирующий экипажи проверили оборудование, с которым им предстоит работать в космосе. В числе выполненных операций были:
- работа в изделии без скафандров (ознакомление с местами размещения грузов в бытовом отсеке (БО) и спускаемом аппарате (СА), работа с оборудованием в БО и СА и т. д.);
- работа вне изделия без скафандров (одевание скафандров, проверка герметичности, запись медицинских параметров);
- – работа в изделии в скафандрах (оценка зазоров до элементов конструкции, оценка досягаемости органов управления, проверка срабатывания звуковой сигнализации через шлемофоны скафандров, взведение кресел и др.);
– работа вне изделия (ознакомление с составом и размещением доставляемых грузов и снаряжения, занятие по работе с лазерным дальномером и др.).
Так же 26 сентября состоялось заседание технического руководства, на котором принято решение о заправке корабля «Союз МС-10» компонентами ракетного топлива и сжатыми газами.

29 сентября 2018 года. Корабль ТПК «Союз МС-10» был доставлен в монтажно-испытательный комплекс космических аппаратов (МИК КА) после успешно выполненных операций по заправке компонентами топлива и сжатыми газами и установлен в стапель для проведения дальнейших предстартовых работ.

Нажать для увеличения1 октября 2018 года. На космодроме Байконур специалисты РКК «Энергия» завершили комплекс технологических операций по стыковке ТПК «Союз МС-10» с переходным отсеком.

Нажать для увеличения3 октября 2018 года. На космодроме Байконур специалисты РКК «Энергия» провели авторский осмотр ТПК «Союз МС-10» и выполнили технологические операции по накатке головного обтекателя ракеты-носителя «Союз-ФГ».

Нажать для увеличенияНажать для увеличения6 октября 2018 года. На космодроме Байконур в монтажно-испытательном корпусе космических аппаратов была проведена «вторая примерка» - контрольный осмотр корабля в стартовой конфигурации, в ходе которой экипажи заняли свои места в корабле, ознакомились с органами управления и в тестовом режиме проверили работоспособность различных систем, включая систему связи. После чего ТПК «Союз МС-10» в составе головного блока был транспортирован на общую сборку с ракетой-носителем «Союз-ФГ».

Нажать для увеличения8 октября 2018 года. В течение дня специалисты РКК «Энергия» успешно выполнили комплекс технологических операций по общей сборке ракетно-космического комплекса: головной блок с кораблём был пристыкован к третьей ступени ракеты в монтажно-испытательном корпусе ракет-носителей. Представители технического руководства и государственной комиссии на космодроме Байконур выдали заключение о готовности ракетно-космического комплекса в составе транспортного пилотируемого корабля (ТПК) «Союз МС-10» и ракеты-носителя «Союз-ФГ» к вывозу и установке на стартовом комплексе.

Нажать для увеличения9 октября 2018 года. Ракета-носитель среднего класса «Союз-ФГ» с ТПК «Союз МС-10» вывезена из монтажно-испытательного корпуса и установлена на стартовом комплексе площадки № 1 «Гагаринский старт» космодрома Байконур.

Нажать для увеличения10 октября 2018 года. Государственная комиссия на космодроме Байконур утвердила составы основного и дублирующего экипажей ТПК «Союз МС-10» и подтвердила готовность ракетно-космического комплекса «Союз-ФГ»/«Союз МС-10» и наземной инфраструктуры к старту по программе Международной космической станции.
В основной экипаж вошли:
Алексей Овчинин - командир корабля;
Ник Хейг - бортинженер.
В дублирующий экипаж вошли:
Олег Кононенко - командир корабля;
Давид Сен-Жак- бортинженер.

Нажать для увеличенияНажать для увеличения11 октября 2018 года. В 08:40:15 UTC (11:40:15 мкс) ракета-носитель среднего класса «Союз-ФГ» с ТПК «Союз МС-10» стартовала со стартового комплекса площадки № 1 «Гагаринский старт» космодрома Байконур. Во время запуска произошла нештатная ситуация - на 119-й секунде полета произошло отключение двигателей второй ступени при отделении боковых блоков первой ступени от центрального блока второй ступени. На 123-й секунде произошло срабатывание системы аварийного спасения, спускаемый аппарат отделился от ракеты и начал баллистический спуск по аварийной программе. СА совершил посадку в Казахстане по трассе полета примерно в 25 км восточнее города Жезказган, в 400 км от места старта. Максимальная высота полета составила 93 км, продолжительность полета составила
По сообщению НАСА, в момент аварии корабль находился на высоте около 50 км. При аварийной посадке экипаж перенес перегрузки в 6 - 7g. При приземлении спускаемый аппарат накренился, и выходной люк, расположенный в верхней части корабля, был заблокирован, экипаж сам выйти не смог, потребовалась помощь спасателей.

Источник РИА Новости сообщил, что «по предварительным данным, зафиксирован удар одного из четырех блоков первой ступени по центральному блоку второй ступени. По телеметрии, поступившей с ракеты, зафиксировано падение давление в баках наддува второй ступени».

Спасательные вертолеты и самолеты, а также наземная поисково-спасательная колонна взлетели и выдвинулись из Жезказгана, Байконура и Караганды на поиски спускаемого аппарата по аварийной тревоге. Спустя 41 минуту после аварии спасательная поисковая группа десантировалась с самолета Ан-12 на парашютах и взяла корабль под охрану. В течение часа в район приземления прибыла наземная группа спасателей на вездеходах и четыре вертолета Ми-8 со спасателями, медиками ФМБА и специалистами Роскосмоса на борту. Экипаж «Союз МС-10» был эвакуирован из спускаемого аппарата. Бригада врачей-реаниматологов ФМБА России, дежурившая по трассе выведения, оперативно прибыла на вертолёте к месту посадки и произвела первичный осмотр экипажа корабля «Союз МС-10». Состояние обоих космонавтов было хорошее, пульс и давление в норме, медикаментозного лечения не потребовалось. После обследования врачами экипаж был отправлен в Жезказган

Нажать для увеличенияВ тот же день для дальнейшего наблюдения Алексей Овчинин и Ник Хейг были доставлены в Центральную медико-санитарную часть №1 (ЦМСЧ-1) ФМБА России на Байконуре.

Нажать для увеличения12 октября 2018 года. Самолёт Ту-134 борт.номер RF-65150 с Алексеем Овчининым и Ником Хейгем вылетел из Байконура и приземлился на аэродроме Чкаловский.

Источник в ракетно-космической отрасли сообщил агентству ТАСС, что спускаемый аппарат корабля «Союз МС-10» доставлен в РКК «Энергия», специалисты начали с ним работать. В частности, они расшифруют телеметрию по итогам вчерашнего баллистического спуска. Она покажет, по какой траектории снижался спускаемый аппарат и какие перегрузки испытывал экипаж при этом.