«В честь тридцатилетнего юбилея»

(К годовщине высадки человека на Луну)

 * * *

    В истории исследования космоса было немало выдающихся успехов, таких, например, как старт первого спутника или первый полет человека. Однако создатели почтовых марок большую часть своих выпусков посвятили «Аполлона-11». 20 июля 1969 г. американские астронавты совершили посадку на Луну. А уже 21 июля в честь этого события вышли марки в Чехословакии и Того. 24 июля возвращаемая капсула с астронавтами приводнилась в океане - и в этот день вышли марки Румынии и Самоа. Марка же США появилась только в сентябре.
    Сюрприз американской почты заключался отнюдь не в скорости выпуска. Астронавты с символическими целями брали с собой в полет клише будущей марки. Оно было в кабине лунного модуля, находившегося на лунной поверхности. По окончании полета клише было подвергнуто не трехнедельному, как сами астронавты, а краткому карантину. Уже 31 июля клише доставили специальным самолетом из Хьюстона в Вашингтон. Здесь оно стало составной частью печатной пластины, подготовленной для тиражирования марки. Сразу началось печатание, и 9 сентября марки в 10 центов поступили в продажу.
    Американец на Луне запечатлен даже на почтовом выпуске СССР (правда, этого пришлось ждать до 1989 г.). Что касается стран СНГ, то филателистам известны выпуски России, Молдавии, Казахстана и Азербайджана, а также Абхазии и Южной Осетии, которые имеют собственную почту и не применяют марок Грузии.
    Многие цивилизованные страны уже давно отметили это знаменатель-ное событие и даже его 10-, 20, и 25-летие и не планируют марки в честь «некруглого» юбилея. Однако для мелких государств это реальная возможность пополнить свою казну.
    20 июля 1999 г. тринадцать англоязычных стран выпустили в продажу по четыре марки и одну почтовому блоку, чтобы отметить тридцатилетие высадки человека на Луну. Это небольшие островные государства (в порядке английского алфавита): Остров Вознесения, Багамские острова, Барбадос, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, Фиджи, Ямайка, Кирибати, Науру, Сент-Киттс, Самоа, Соломоновы острова и Тувалу. В Великобритании подобные выпуски, подготовленные одной фирмой (Crown Agents) и нарисованные одним художником (Nick Shewring), носят название «омнибусных выпусков» (omnibus issue). На первой марке каждой серии показан старт к Луне, на второй и третьей - посадка на Луну, исследования на ее по-верхности, и на последней - возвращение на Землю. Эти согласованные выпуски посвящены различным лунным экспедициям. На почтовом блоке отражен вид Земли из космоса. При этом показан географический район, включающий страну, которая выпустила этот почтовый блок. Например, для острова Вознесения это Атлантический океан.
   

Юрий Квасников

Опубликовано в журнале «Новости Космонавтики», № 10, 1999

 Назад