«Космическая почта после юбилея»

 * * *

    Мы не раз писали об аукционе, проведенном «Сотби» для реализации космических реликвий Советского Союза («НК» № 25, 1993). Продавались на торгах и филателистические реликвии первой в мире космической почты.
    В январе 1994 года она отметила свое 25-летие. После стыковки космических кораблей «Союз-4» и «Союз-5» Е.Хрунов и А.Елисеев перешли из корабля в корабль через открытый космос и вручили В.Шаталову первую в мире космическую почту. Момент передачи был показан миллионам телезрителей.
    Отметим, что письмо от руководства космодрома на имя Шаталова было запечатано в специальный художественный конверт со стандартной 4-копеечной маркой и надписью «Космическая почта», выпущенный Министерством связи СССР. Конверт был погашен спецштемпелем «Земля-Космос-Космос-Земля» с изображением космической ракеты на фоне почтового конверта и датой гашения 14 января 1969 г. При получении конверта, чтобы отметить прибытие почты, Шаталов написал на нем «Борт «Союза-4» 16.1.» и расписался (бортового штемпеля в то время не было).
    С этого конверта и началась история космической почты. Долгое время он находился в музее Звездного городка. Незадолго до «серебряного» юбилея он был представлен генералом В.Шаталовым на аукцион «Сотби», где и продан 11 декабря 1993 года. В ходе торгов его цена возросла с 12 000 до 123 500 долларов.
    Второй раз космонавты на орбите стали получателями космической почты лишь спустя девять лет, в январе 1978 года. На этот раз к станции «Салют-6», где находились Ю.Романенко и Г.Гречко, был пристыкован корабль «Союз-27» с В.Джанибековым и О.Макаровым. Экспедиция посещения доставила письма, а также сувенирный (неофициальный) штамп «Борт орбитальной станции «Caлют-6»» круглой формы с рисунком станции. На борту он применялся для гашения. 16 января 1978 г. Джанибековым и Макаровым почта была возвращена на Землю.
    Советско-чехословацкий экипаж (А.Губарев и В. Ремек), стартовавший 2 марта 1978 года, привез на борт «Салюта-6» письмо от советского министра связи, адресованное в Ленинск и написанное от руки. Вот его текст, имевший большое значение для дальнейшей истории почты:
   «По согласованию с Инстанцией Министерство связи СССР приняло Ваше предложение об открытии отделения связи «Салют-6» на орбитальной станции, для чего изготовлены штемпель спецгашения и десять заадресованных конвертов. Кроме того, разработан сценарий проведения этого мероприятия.
   С тем, что6ы исключить возможность недоразумения в будущем, космонавтам должно быть обязательно сказано, что этот штемпель будет передан Министерству связи СССР, которое организует на одном из своих предприятий гашение конвертов, открыток, почтовых сувениров этим штемпелем, возвращенным с орбитальной станции.
   Прошу дать соответствующие указания обеспечить выполнение всех пунктов сценария, а также возвратить Министерству связи СССР обеспеченным порядком штемпель и конверты для отправки их по назначению.
   В целях исключения возможности подделок и других нежелательных последствий, прошу Вас поручить экипажу станции на заадресованных и обработанных штемпелем конвертах поставить автографы (росписи).
   Талызин».
   
    На станцию было доставлено и распоряжение узла связи Ленинска от 1 марта 1978 г.:
   «Борт орбитальной станции «Салют-6». Бортинженеру тов. ГРЕЧКО Г.М.
   Направляется специальный календарный штемпель первого в мире космического отделения связи «САЛЮТ-6».
   Примите поздравления с назначением Вас нештатным сотрудником космического отделения связи «САЛЮТ-6». Дополнительные разъяснения работ специальным календарным штемпелем:
   1. Штемпель переводной.
   2. Спецгашение провести датой выхода телерепортажа по прилагаемому сценарию.
   3. Обработать утвержденное количество конвертов согласно сценария одним оттиском штемпеля углы марок.
   4. Возвратить прилагаемые конверты и спецштемпель с экипажем «СОЮЗ-28» с последующей [передачей - слово в тексте пропущено -Ю.К.] через Дерябина Ю.И начальнику узла связи.
   Космодром - Байконур. Журавлевой Г.Ф.
   Основание - указания ГУПС Минсвязи СССР. Начальник Ленинского ГУС Г.Ф.ЖУРАВЛЕВА.»
   
    Приложены были специальный почтовый штемпель с текстом «Космическая почта «Союз-28» - «Салют-6»» и материалы для гашения. В.Ремек привез чехословацкий почтовый штемпель. Открытие первого в мире почтового отделения на орбите состоялось 8 марта 1978. Всего было официально направлено для гашения 10 советских конвертов и 3 чехословацких, которые предназначались для почтовых музеев, Совета «Интеркосмос», филателистической выставки «Прага-78». Кроме того, космонавты обработали этими штемпелями личную корреспонденцию.
    С тех пор космическая почта нашей страны стала регулярной. Почта доставлялась на орбитальные станции «Салют-6», «Салют-7» и «Мир» экипажами посещения или на грузовых кораблях «Прогресс». К стартам международных экипажей Министерство связи подготавливало, как правило, специальные штемпеля гашений в космосе.
    Следует отметить, что США, не имея орбитальной станции, ни разу не доставляли письма находящимся в космосе астронавтам. Все, что они смогли сделать - это перевозить конверты как сувениры во время своих полетов. Неудивительно, что «Международная книга» дважды организовывала коммерческие гашения на борту «Мира» - в ноябре 1987 и в марте 1989 года. В первом случае на борту было погашено 1000 красочных специальных конвертов сувенирным непочтовым штампом, во втором - 500 специальных «космограмм» (названных по аналогии с аэрограммами) почтовым штемпелем. Несмотря на то, что эти вещи с точки зрения отечественного филателиста содержат «липу» (например, имеющийся на них штемпель Байконура никогда не применялся на Байконуре), они пользуются популярностью среди зарубежных филателистов, их стоимость в долларах в десятки раз выше, чем для рядовой космической почты, и выражается четырехзначными числами. Наконец, наша страна открыла и первое постоянно действующее почтовое отделение на орбите. Штемпель для постоянного применения был доставлен на борт «Мира» 28 ноября 1988 года и используется по сей день.
    Именно появление космической почты привело к тому, что Международная федерация филателии выделила специальную область коллекционирования – «астрофилателию», создала по ней соответствующие комиссии, выделила класс экспонатов для филателистических выставок и разработала для него регламент.
    Оформление космической почты отличается от земной. Так как на станции находятся лишь два космонавта и корреспонденция может быть адресована сразу двоим, указание получателя не является безусловно необходимым. Имеется почта и без адреса отправителя. Почта пересылается как в конвертах с марками, так и без марок. Космонавты, как правило, отмечают прибывшую к ним почту почтовым штемпелем или штампом станции, делают сопроводительные надписи. Но иногда оказывается, что это не сделано, и по внешним признакам трудно догадаться, что письмо побывало в космосе.
    Всю космическую почту можно условно подразделить на три группы:
    - письма в рамках символической почтовой деятельности, предназначенные для почтовых и космических музеев стран-участниц международных полетов;
    - личная корреспонденция членов экипажей;
    - конверты с памятными гашениями на борту станции.
    25-летний юбилей - время подведения некоторых итогов существования космической почты. Хочется спросить ее – «Quo vadis?». Если количество материалов первой и второй групп находится в разумных рамках, то на количество материалов третьей группы влияет не только желание оставить себе сувениры на память, но и ситуация на филателистическом рынке. Выделим такие факторы, как рост цен на космопочту за рубежом, происшедший в период перестройки, примерно в1988 году, а также соотношение средних зарплат у нас и за границей. Если наша страна - родина и монополист космопочты, но реликвии советской космонавтики уже выставляются на аукционах (помимо В.Шаталова, четыре различных лота с письмами космической почты продал на «Сотби» А.Березовой), то не следует удивляться, что на международных выставках в классе астрофилателии отличились лишь две коллекции из СССР – России (В.Клочко и В.Денисенко), а обладатели высоких наград живут в Германии, Австрии или Швейцарии. В их коллекциях можно увидеть, конечно, не только космическую почту из третьей группы, но и чисто музейные вещи из первой и второй. Вряд ли надо огорчаться из-за плохого хранения таких реликвий у нас, зная, что хоть там это будет тщательно сохранено.
    Кстати, первая и единственная книга о космической почте издана Вальтером Хопфервизером в Австрии в октябре 1993 года («НК» № 19, 1993). Она содержит 182 страницы, в приложении - изображения всех штемпелей и штампов, применявшихся в космосе, сведения о датах их применения и цветах оттисков. Указаны даты рождения всех космонавтов и астронавтов, сведения об их полетах, даны образцы автографов.
    Сейчас, однако, после определенного бума продажи наступает стабилизация, вызываемая сокращением спроса и снижением цен. Увидев, что наша космопочта пользуется спросом, ее начали вывозить в таких количествах, что сбили цены за один «обычный» конверт в 2-3 раза. Круг же собирающих в настоящее время не имеет тенденции к росту. К тому же большая часть сувенирной космопочты, имеющейся у нас в частных собраниях лиц, связанных с космонавтикой, не удовлетворяет некоторым чисто филателистическим критериям и не имеет ценности для зарубежных покупателей.
    Метаморфозы космопочты - это изменения нашей жизни. Если 15 лет назад один из космонавтов честно признавался, что не помнит, какие штемпеля у них были с собой и чего они там гасили, то теперь он же, уйдя из отряда, объясняет зарубежным гостям, что на его орбитальной станции применялись штемпеля трех типов, «а самым редким является следующий...» Если космонавты используют переводной штемпель для того, чтобы во время своей экспедиции гасить конверты по перечню совсем «некруглых» юбилейных дат, снабжая их собственноручно подготовленными сертификатами... Если для реализации предлагаются напечатанные частным образом и не имеющие никакой почтовой ценности конверты и марки с Николаем Вторым, погашенные космонавтами на борту... Николай Второй и российская космонавтика - неисповедимы пути Господни.
    И все же космическая почта продолжает функционировать и приносить доход. При старте 17-й основной экспедиции в качестве почты, официально предназначенной для коллекционеров, на борт было доставлено 300 конвертов, подготовленных ЕКА, и 200 – «Энергией». Итак, космическая почта есть только в России, она доставляется регулярно, штемпеля на борту «Мира» функционируют, НПО «Энергия» выпускает и продает космограммы со своей гербовой печатью. Не все так плохо, господа!
   

Юрий Квасников

Опубликовано в журнале «Новости Космонавтики», № 1, 1995

 Назад