Парашютные прыжки из стратосферы

Le grand saut / The Big Jump

По некоторым газетным сообщениям, идея осуществить прыжок с высоты около 40 километров возникла в Европейском космическом агентстве в 1985 году. В тот момент ЕКА рассматривало французское предложение о создании небольшого пилотируемого шаттла «Гермес», и в рамках этой программы был запущен проект S38 (Project S38). Целью проекта называлась отработка методов спасения астронавтов при катастрофе космического корабля на большой высоте. В 1988 году была сформирована группа из 24 военных парашютистов, которым предстояло совершить прыжок с аэростата, поднявшегося на 38 000 м. В состав этой группы входил Мишель Фурнье. Актуальность проекта возросла после трагедии американского космического корабля «Челленджер». Однако проект S38 так и не воплотился в жизнь в связи с закрытием программы «Гермес» в 1992 году. Необходимо отметить, что официальной информации об этом проекте найти не удалось.

Так или иначе, после того, как от планов разработки шаттла в ЕКА отказались, проект (если он существовал) был, заброшен. Однако 21 марта 1997 года на пресс-конференции полковник в отставке Мишель Фурнье сообщил, что все это время не прерывал подготовки к испытанию, вкладывая свои личные деньги и средства добровольных жертвователей в строительство аэростата с герметичной гондолой и приобретение разнообразного оборудования, необходимого для подготовки и выполнения прыжка. Тогда же он сообщил, что планирует уже 1998 году выполнить прыжок с высоты 40 км, установив при этом несколько рекордов, в том числе по продолжительности и скорости свободного падения. И, помимо этого, внести свой вклад в разработку будущих технологий по спасению астронавтов в случае аварии космического аппарата на больших высотах. Вероятно, по этой причине подготовка к полету шла при некоторой поддержке Европейского космического агентства.

В команду, которая готовила рекордный прыжок, входило более 50 человек - специалисты в области гидромеханики, телеметрии, метеорологии, медицины, систем телекоммуникаций и т.д. Кроме того, по словам самого Мишель Фурнье, к технической экспертизе проекта был привлечены французские астронавты Жан-Франсуа Клервуа и Мишель Тонини, а также руководитель летных испытаний самолета «Конкорд» Андрэ Турка.

План рекордного прыжка был такой: через два с половиной – три часа после отрыва от земли стратостат должен был достичь высоты почти в 40 километров, на которой парашютист, облаченный в специальный высотный скафандр, шагнет из люка гондолы. Через 30 секунд свободного падения его скорость достигнет скорости звука, и, таким образом он станет первым, кто преодолеет звуковой барьер без помощи летательного аппарата. Еще через 13 секунд его скорость составит 1,68 скорости звука, а температура за тонкой оболочкой скафандра опустится до минус 115 градусов Цельсия. Через семь минут после того, как парашютист покинет гондолу стратостата, на высоте около 1500 метров он раскроет парашют и станет обладателем еще двух рекордов: самого длительного затяжного прыжка и самого продолжительного времени, проведенного в прыжке.

Возможное время для проведения прыжков ограничивалось периодом с мая по сентябрь, когда над территорией Канады появляются инверсионные воздушные потоки, обеспечивающие подъем стратостата на нужную высоту.

 

Технические характеристики

Оболочка стратостата была, по некоторым сообщением, российского производства (без указания на конкретного производителя). Высота оболочки составляла около 160 метров, вес около тонны. Нет точных сведений о том, относятся ли эти параметрами к оболочке, заказанной после августа 2003 года, или таковы были её характеристики с самого начала. Объем оболочки составлял, по приведенным в СМИ данным, 600 000 м3 гелия.

Внутри специально разработанной гондолы весом около 620 кг находилось навигационное оборудование, баллоны с кислородом, система радиосвязи, видеокамеры и приемник спутниковой навигационной системы GPS. Высота гондолы составляла 3 метра, диаметр около 1,1 метра. После того, как парашютист покидал гондолу, должно было произойти её автоматическое отделение от воздушного шара, и спуск на землю на парашюте. Для обеспечения мягкой посадки ее днище было оснащено специальными амортизаторами.

Скафандр для парашютиста был изготовлен из нового синтетического материала производства французского Института текстиля. Скафандр оснащался системой терморегуляции, но при этом он был достаточно легок, что позволяло бы испытателю совершать маневры во время падения. Скафандр должен был защищать и от ультрафиолетового излучения и от холода. Аппаратура, которой планировалось оснастить скафандр, должна была полностью контролироваться с земли. В скафандр были встроены баллоны с кислородом, приборы для записи параметров полета и видеокамера.

 

Полёты

В 2000 году Мишель Фурнье планировал осуществить полет на юге Франции, на равниной Кро (Plaine de Crau) на западе Прованса, но так как этот регион имеет большую плотность населения, французские власти не выдали разрешения на прыжок. Поэтому было решено проводить полеты с территории регионального аэропорта возле города Норд Батлфорт (North Battleford) в канадской провинции Саскачеван.

Первая попытка

Первая попытка была назначена на 9 сентября 2002 года, но ветры со скоростью более 60 км/час у поверхности земли исключили возможность наполнения аэростата, и после консультаций с канадскими властями старт отложили до мая 2003 года.


Вторая попытка

Вторая попытка состоялась 25 августа 2003 года, и окончилась неудачно, так как на этапе заполнения гелием порвалась оболочка аэростата. После этого команда проекта The Big Jump провела большую работу: был заказан новый воздушный шар и решен целый ряд технических проблем.


Третья попытка

Третья попытка состоялась 27 мая 2008 года, и снова окончилась неудачей. Старт был назначен на 10:30 UTS, но в тот момент, когда испытатель проходил последние этапы подготовки к прыжку (дышал в барокамере кислородом), оболочка стратостата при наполнении гелием оборвала тросы крепления и взлетела без гондолы. Позднее оболочка стоимостью 200 тысяч долларов была обнаружена в 40 км от места старта.

К этому моменту стоимость проекта составила уже более 11 миллионов евро (по другим сообщениям – более 20 млн долларов). После этого очередную попытку было решено предпринять в мае 2009 года, но состоялась она только спустя 2 года.


Четвертая попытка

Четвертая попытка состоялась 16 мая 2010 года, и вновь окончилась неудачей. На этот раз во время предстартовой подготовки, когда оболочка уже наполнялась гелием, у испытателя, находящегося внутри гондолы, самопроизвольно открылся запасной парашют. Полет пришлось отменить.

Следующая попытка была запланирована сначала на май 2011 года, затем отложена на август, а потом и на 2012 год. В марте 2012 года в газете Le Point утверждалось, что попытка побить рекорд будет предпринята в августе 2012 года. Но и в это время она не состоялась.

 

Результаты

Ни одного полета в рамках этой программы предпринято так и не было. И хотя после прыжка Феликса Баумгартнера 14 октября 2012 года с высоты 39 км Мишель Фурнье, по сообщениям Международного французского радио, все еще планировал подняться на большую высоту, то уже после рекордного прыжка Алана Юстаса 24 октября 2014 с высоты 42 км, проект был, видимо закрыт. По крайней мере, новостей больше не поступало, и даже сайт проекта оказался в скором времени закрыт, а домен www.legrandsaut.org был и вовсе передан другому пользователю.

 

Назад

Новое тысячелетие

Энциклопедия