Парашютные прыжки из стратосферы

Icarus / Ícaro

Идею совершить рекордный прыжок из стратостата с высоты 38 км выдвинул мадридский экономист и парашютист Мигель Анхель Гарсиа. В 1997 году он обратился со своим проектом в Национальный институт аэрокосмической техники (Instituto Nacional de Técnicas Aerospaciales - INTA), который, после его рассмотрения признал, что он представляет определенный научный интерес, порекомендовав обратиться также в Автономный университет Барселоны (Universidad Autónoma de Barcelona - UAB). По результатам работы обе организации подготовили технико-экономическое обоснование проекта, получившего название «Икар» (Icarus / Ícaro). Согласно их выводам, «технически и медицинской точек зрения прыжок возможен».

Первый этап - проведение исследований в INTA и UAB, финансировался в рамках Национальной программы космических исследований. Для дальнейшего финансирования проекта, оцененного в сумму 3 млн.Евро, предполагалось привлечь спонсоров, переговоры с которыми вел сам Мигель Анхель Гарсиа. К лету 2002 года, по его словам, удалось достичь соглашение с несколькими организациями.

Судя по сообщениям в прессе, план полета имел одно отличие от остальных проектов. Согласно проведенному в Автономном университете Барселоны компьютерному моделированию, оптимальном положением для парашютиста во время свободного падения было признано положение сидя. Предполагалось, что в таком положении парашютист пролетит около 34 км, при этом его максимальная скорость составит от 800 км/час до 1000 км/час. На высоте около 4 км, где скорость из-за сопротивления воздуха снизится до 250 км/час, будет открыт первый парашют (всего в системе планировалось использовать три парашюта - основной, запасной и стабилизирующий). С этого момента спуск будет проходить как при обычном парашютном прыжке. Подъем на высоту 38 км должен был занять от 45 до 90 минут, а весь спуск, включая свободное падение - от пяти до семи минут.

Научным руководителем объединенной команды исследователей из UAB и INTA был профессор отделения физиологии Автономного университета Барселоны и доктор кардиологической службы больницы барселонского района Валь д'Эброн (La ValI d'Hebron) Энрик Доминго (Enric Domingo). По его словам, целью проекта было не только установление рекорда, но и получение информации о физиологической и психологической адаптации человека в пограничных ситуациях. Проведенное исследование могло бы быть использовано для подготовки новых систем обучения персонала для работы в стрессовых ситуациях, например пилотов, пожарных, полицейских, а также при подготовке спортсменов в автоспорте или мотоспорте. В команду проекта входили так же сотрудники Отдела базовой психологии Департамента педагогической психологии, и Центра моделирования Simgrup Департамента телекоммуникаций и системной инженерии Автономного университета Барселоны.

 

Технические характеристики

Оболочка для стратостата и герметичная гондола должна была быть изготовлена в Национальном институте аэрокосмической техники, стоимость стратостата оценивалась в сумму, больше 1 миллиона Евро. Подъем предполагалось осуществить с экспериментальной площадки INTA в провинции Леон (León).

В качестве скафандра планировалось использовать космический спасательный скафандр русского производства, в качестве другого варианта рассматривалась возможность использовать авиационный скафандр, применяемый при полетах на больших высотах. Предполагалось провести доработку скафандра, чтобы повысить гибкость и оборудовать датчиками, с помощью которых во время свободного падения предполагалось проводить анализы крови, измерять артериальное давление и снимать энцефалограммы в режиме реального времени. Стоимость скафандра с учетом таких доработок оценивалась тоже в 1 миллион Евро.

 

Полёты

В рамках подготовки к полету благодаря содействию персонала эскадрильи авиационной поддержки (Escuadrón de Apoyo al Despliegue Aéreo - EADA) испанских ВВС Гарсиа выполнил три тренировочных прыжка на военной базе в Сарагосе (Base Militar de Zaragoza) с высоты 3480, 3500 и 5350 метров.

По планам лета 2002 года, при условии достаточного финансирования со стороны спонсоров, полет мог состояться в 2003 году.

 

Результаты

Несмотря на то, что благодаря поддержке Национального института аэрокосмической техники и Автономного университета Барселоны проект «Икар» перестал быть замыслом смелого авантюриста-одиночки, получив статус научного исследования, получить финансирование для его реализации не удалось. В очередной раз отсутствие серьезного спонсора сделало невозможным реализацию интересного проекта.

 

Назад

Новое тысячелетие

Энциклопедия